Становление личности главного героя («Мои университеты» М. Горького)

«Мои университеты» – заключительная часть трилогии Горького о становлении личности главного героя. Именно в ней автор повествует нам о

«Мои университеты» – заключительная часть трилогии Горького о становлении личности главного героя. Именно в ней автор повествует нам о завершающем этапе формирования Алексея Пешкова. Автобиографическая повесть как нельзя краше описывает мировоззрение самого Максима Горького. Одной из ведущих тем рассказа является участие главного героя в революционной деятельности. Не удивительно, ведь находясь в эмиграции в Берлине именно из-за разногласий с властью, автору было предоставлено достаточно времени поразмыслить о событиях в советской России. Так и Алешу, который находится вдали от своей Родины, не покидают мысли о революции. Алексей уже не тот мелкий парнишка, он давно распрощался с сиротским детством. Покидая родной дом навсегда, он осознавал, как тяжело ему придется. И, правда, мечте о поступлении в Казанский университет не суждено было сбыться. Учеба требовала немалого количества расходов, а он не мог позволить себе «существовать» за счет матери своего товарища. Не поступив в высшее учебное заведение, нашему герою встречаются различные испытания, которые он одолевает с неюношеским мужеством. Такое символичное название повести «Мои университеты» якобы гласит о его нелегком жизненном пути, наполненном «экзаменами» и «строгими преподавателями». Работая то в булочной, то на пристани, Алеша своими глазами наблюдает, как оживают герои прочитанных книг. Одной из наитяжелейших «дисциплин в университете» его жизни было время разгрузки товаров под Казанью. Именно тогда он понял и начал восхищаться непосильным трудом этих людей. Именно тогда он решил для себя, что целью его жизни является изменение обыденных дней трудящегося народа. Он даже начал посещать нелегальный народнический кружок. Существует немалое количество трилогий, посвященных детству, отрочеству и юношеству некого персонажа. Но чаще героями таких историй становятся дворяне или представители мещанства. М. Горький, описывая определенные этапы своей жизни, приоткрыл читателю дверцу в жизнь обычного пролетария, становлению личности которого способствовали неоднократные жизненные испытания. Активная борьба против буржуазной власти сыграла огромную роль в формировании мировоззрения героя. В образе Алексея Пешкова автору удалось раскрыть новый тип личности, иную концепцию ее становления. Ведь он не «плыл по течению» и не впадал в рутину обыденной жизни. Герой пытался себя реализовать не только в узком кругу своего общения, но и на фоне всего общества. Также Горький утверждал, что новый тип личности имеет некое влияние не только на окружающее его пространство, но и на создание некоторых моментов новейшей истории. По мнению автора, люди имели два варианта «общения» со временем и историей: прямая связь или же отчуждение. На протяжении формирования своей личности, Алексей контактирует с исторической последовательностью, пытаясь преодолеть любые препятствия. Он уверенно шагает навстречу времени, не боясь его двусмысленных рамок. В каждой части трилогии сюжет сконцентрирован на судьбе героя. Ведь именно она выступает прямым контактом с исторической эпохой, а это в свою очередь возлагает некую ответственность за происходящее. Еще одной яркой отличительной чертой в становлении личности нашего героя выступает его восприятие мира и воспитание. Именно благодаря бабушке и ее поучениям, Алеша вырос таким добрым и человечным юношей. К сожалению, ему пришлось столкнуться с множеством «грязи» в своем детстве и отрочестве, но это ни в коей мере не помешало ему сформировать себя как личность, которая достойна уважения. Имея огромный опыт в прочтении книг различных жанров, у героя часто возникал вопрос: «Почему так много несоответствия?». А ведь, правда, жизнь в книгах и реальные дни иногда уж очень различаются. Но герой не падал духом, он старался переосмыслить ситуации, докопаться до истины. Действительность, которую изучал Алексей, очень часто представала перед ним, как клубок противоречий. И он, как ответственный «котенок» всегда стремился его распутать. Финал трилогии остается открытым. Алексей отправляется с товарищем в рыболовецкую артель, так и не пытаясь поступить в университет. Ведь жизнь и так преподнесла ему много экзаменов. Таким образом, Горький подчеркивает способность героя принять время и двигаться в ногу с ним, а не отвергать его. А это, в свою очередь, является одним из главных качества человека – творить историю.