Сюжет и композиция романа А. Фадеева «Разгром».

«Разгром» – роман социально-психологический, направленный на раскрытие внутреннего мира героев. Главные персонажи произведения – это

«Разгром» – роман социально-психологический, направленный на раскрытие внутреннего мира героев. Главные персонажи произведения – это представители простого народа, которые встали на сторону революционного движения в годы гражданской войны. Композиция и сюжет романа выстроены так, чтобы указать на ростки нового прогрессивного миропонимания в душах бойцов партизанского отряда. Этой идее подчинен весь замысел произведения. Автор сознательно соединил в своем творении два принципа изображения – романный (повествование об отдельном персонаже) и эпопейный (рассказ о народе). В романе рассказывается о разгроме партизанского отряда в годы гражданской войны. Вокруг этого события построен эпический сюжет произведения. В экспозиции писатель повествует о временной передышке в партизанской войне. В это время бойцы разместились на постой в местном поселении. Завязкой можно считать момент получения Левинсоном пакета из штаба, в котором перед ним ставится основная боевая задача – сохранить отряд как боевую единицу. Развитие действия происходит во время описания маневров, когда партизаны пытаются оторваться от преследующих их колчаковцев и японцев. Бой на болоте – это кульминация произведения, каждый из персонажей в этой напряженной сцене показывает свое истинное лицо. Развязка романа следует сразу за кульминацией: остатки измученного отряда попадают в засаду, идут на прорыв. После решительной схватки в живых остается только девятнадцать партизан, дошедших до желанной Тудо-Вакской долины. Однако в социально-психологическом романе главная роль отводится внутреннему миру героев, а не событиям. Здесь Фадеев использует знаменитый психологический метод Л.Н. Толстого, стремясь раскрыть «диалектику души» каждого из главных персонажей: Мечика, Вари, Левинсона, Морозки. Первая часть произведения посвящена истории жизни этих героев. По мере того как партизанский отряд неумолимо движется к своему поражению обостряются и личные обстоятельства в жизни персонажей. Морозку мучают муки ревности, неожиданная ссора с женой, гибель верного коня. Варя влюбляется и переживает непривычные ощущения. Мечика терзает неумолимый контраст между воображаемыми перспективами и существующими реалиями. В финале произведения главные действующие лица подвергаются смертельному испытанию – попадают в решающее сражение. Но и здесь А. Фадеев уделяет основное внимание не батальным сценам, а внутренним переживаниям и поведению своих героев. Главный поступок каждого из ведущих персонажей совпадает с развязкой эпического сюжета, который изображается в заключительной главе романа. Терзаемый непривычными переживаниями Морозка приходит к внутреннему просветлению и погибает ради спасения товарищей. Беспомощность и эгоизм Мечика приводят его к предательству. Он покидает партизанский отряд и становится изгоем. Варя в финале романа истошно рыдает. Она жалеет погибший партизанский отряд, своего Морозку, собственные разбитые мечты и надежды. Левинсон также не скрывает слез. Но оплакивая при всех потерю своих товарищей этот «человек особой породы» готовится к новым боевым свершениям. Композиция романа «Разгром» имеет несколько особенностей. Первоначально бросается в глаза неторопливая (эпопейная) манера повествования. Почти все произведение представляет собой развитие действия, тогда как кульминации и развязке посвящены только две заключительные главы. Такое построение романа обусловлено его жанровой принадлежностью. Автор полностью сконцентрировал внимание читателя на характерах и переживаниях героев, а событийную сторону произведения отодвинул на второй план. Кроме того, А.Фадеев сумел искусно вплести сюжетные линии основных персонажей в эпический сюжет романа. Например, история жизни Морозки разворачивается перед читателем в тот момент, когда герой едет выполнять очередное задание Левинсона. Также, немного замедляя действие, автор знакомит нас с предыдущими событиями в судьбе Левинсона, Бакланова, Дубова, Метелицы, Вари и Мечика. Благодаря грамотному композиционному построению персонажи романа получились убедительными и достоверными. Третьей особенностью произведения является прямой порядок изображения событий. Каждая глава посвящена отдельному персонажу и представляет собой практически самостоятельный рассказ («Левинсон», «Морозка», «Мечик»). Однако все части произведения органично вплетается в единую фабулу романа. Кроме того, композиция построена так, чтобы подчеркнуть значимость трех основных персонажей: Мечика, Левинсона и Морозки. Однако основная часть повествования отводится Морозке, именно его духовное преображение автора интересует больше всего. Хочется подчеркнуть, что роман «Разгром» построен весьма удачно. В нем присутствует динамичный эпический сюжет, дополненный развернутыми характеристиками персонажей.