Сюжет и композиция в романе «Евгений Онегин»

В романе «Евгений Онегин» автор последовательно отходит от всех привычных законов жанра. Сюжет и композицию произведения Пушкин надели

В романе «Евгений Онегин» автор последовательно отходит от всех привычных законов жанра. Сюжет и композицию произведения Пушкин наделил неповторимой индивидуальностью. Разрозненные, на первый взгляд, картины повествования объединены поэтом с помощью различных художественных приемов и средств. Сюжет романа напоминает не последовательное изложение событий, а хронику жизни главных действующих лиц: Ленского, Онегина, Лариной. Причем автор создает лишь набросок связного повествования. Например, сначала Пушкин подробно описывает один день из жизни главного героя, потом бегло перечисляет обстоятельства, связанные с его отъездом в деревню, затем полностью опускает подробности сельской жизни Онегина, останавливаясь только на его поездке к Лариным, объяснении с Татьяной, именинах и роковой дуэли. В романе прослеживается принцип сюжетной «многовариантности». Он задан еще в самом начале произведения, когда Онегин, отправляясь на встречу с дядей, еще не знает, что его ждет в деревне. В финале романа, бросая своего героя в тяжелую для него минуту, автор предлагает читателю самому домыслить дальнейший сценарий его судьбы. Противоречивый характер изложения событий компенсируется внутренней логикой произведения – симметричностью повествования. Заключительная глава романа зеркально отражает первые семь. Происходит своеобразная «рокировка» героев. На месте трезвомыслящего Онегина оказывается неприступная Татьяна. Все события в финале романа: неожиданная встреча персонажей на светском рауте, страстное письмо Евгения, объяснение героев - имеют сюжетные параллели в предыдущих главах. Уникальное своеобразие «Евгению Онегину» придает особая роль, которую играет в нем Автор. Он является не только рассказчиком, но и героем произведения, комментирующим все события, происходящие с героями.