Тема добра и зла в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

О противостоянии добра и зла написано немало литературных произведений. Грань между этими философскими понятиями порой так тонка, что р

О противостоянии добра и зла написано немало литературных произведений. Грань между этими философскими понятиями порой так тонка, что различить ее практически невозможно. В современном мире для многих благом является достижение желаемого, все остальное отодвигается на второй план. О людях, которые способны ясно видеть истину и неотступно следовать за ней, повествует роман «Мастер и Маргарита». Проблемы, затронутые в этом произведении, актуальны во все времена. Это подчеркивает Михаил Булгаков, разворачивая действие своего романа в двух пластах времени: Москве 1930-х годов и античном Ершалоимском мире, в котором встречаются Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат. Противостояние добра и зла в произведении начинается со знакомства этих двух персонажей. Итак, перед прокуратором Иудеи предстает молодой человек примерно двадцати семи лет, с разбитым лицом и связанными руками. Он обвиняется в попытке разрушить ершалаимский храм. Побеседовав с подозреваемым несколько минут, Понтий Пилат с удивлением обнаруживает, что это просвещенный человек, наделенный незаурядной проницательностью и способностью снимать головную боль. Прокуратор всей душой тянется к Иешуа, чувствует в нем достойного собеседника. Однако реальность такова, что он не может помочь пленнику, не разрушив собственную жизнь. Зная, что Га-Ноцри невиновен, что ему открыта истина, способная улучшить этот мир, что это удивительный лекарь, умеющий избавлять от страданий, Прокуратор обрекает его на смерть. Облеченный властью Понтий Пилат слаб и труслив. Он не может противостоять императору Тиберию, отказаться от карьеры и земных благ ради истины. «Трусость – самый страшный порок», говорится в романе. Она не знакома Иешуа Га-Ноцри, для которого говорить правду «легко и приятно». Прокуратор становится злодеем не по внутреннему убеждению, а благодаря собственному малодушию. За этот непростительный грех он обречен высшими силами на вечное раскаянье. Параллельно с этой древней историей развиваются события в Москве 30-х годов. В этом городе, по свидетельству самого Воланда, живут обыкновенные люди: суетные, любопытные и корыстолюбивые. Чаще всего они слепы и глухи к проявлениям истинного человеческого благородства. Именно они, чаще всего, вершат зло. Удивить всесильного Воланда смогли только Мастер и Маргарита. Он – творец, человек, способный прозреть истину и талантливо воплотить ее на бумаге. Правда, при этом отстоять свои убеждения Мастер не может. В припадке безумия он сжигает свой роман о Понтии Пилате, за что в финале романа получает не «свет», а «покой». Маргарита – воплощение любви и милосердия. Она способна оставить свою налаженную жизнь, превратиться в ведьму, отправится на сатанинский бал, лишь бы защитить Мастера. Этой необыкновенной женщине не знаком даже эгоизм, ведь она практически отказывается от собственного счастья ради спасения грешницы Фриды. Мастер и Маргарита в романе вознаграждены: вместе они уходят в вечность, чтобы никогда не расставаться. Это – добрые герои произведения. А кто же воплощает зло? Разумеется, Воланд со своей разношерстной компанией злыми персонажами не являются. Скорее они воплощение справедливости. Причем наказание у них зависит от степени злодеяния. Кого-то можно превратить в борова, а кому-то не грех и голову оторвать. Причем столь комичная расплата ждет только самых мелочных и недостойных персонажей. Их Воланд отдает на расправу своей пестрой свите. С истинным злодеем и настоящим предателем он предпочитает расправиться собственноручно. Берлиоз, барон Майгель, Иуда наказаны в романе не только «космическим» ужасом, но и смертью. Это позволяет предположить, что они играют особенную роль в мире многоликого зла. Берлиоз – председатель МАССОЛИТа, редактор авторитетного журнала, всеми уважаемый человек. На страницах произведения, он, казалось бы, не успевает сделать ничего плохого. Однако Михаил Александрович в самом начале смог зарекомендовать себя как наставник Ивана Бездомного, лжеучитель. Грамотно и красноречиво он вбивает в голову своего наивного ученика общепринятые нормы и, тем самым, прячет от него истину. Причем, в силу своего ума и образования, этот человек, вероятно, способен заниматься настоящим творчеством, нести людям доброе и вечное. Однако Берлиоз предпочитает быть идейным вдохновителем «латунских», «ариманов», «лавровичей» и прочей жующей братии из ресторана «Грибоедов». За это он наказан Воландом собственноручно – отправлен в небытие, о котором так часто рассуждал. Иуда и барон Майгель – два предателя, которым нет места даже среди преступных «мертвых душ». Они оба также погибают на страницах произведения. Роман «Мастер и Маргарита» написан М. Булгаковым с беспощадной иронией. Один из исследователей его творчества отмечал, что смех писателя «разит и убивает». Действительно, только силой своего таланта Михаил Афанасьевич мог обличить своих гонителей, заставить их ответить за свои поступки. Общий тон произведения – трагический, ведь добру в лице Мастера и Маргариты нет места в реальном мире. Остается уповать только на волю высших сил, способных наказать настоящее зло и вознаградить истинную любовь и верность.