Тема любви в поэзии Серебряного века

Тема любви, как самого прекрасного и светлого чувства, является центральной в поэтическом наследии Марины Цветаевой, Александра Блока,

Тема любви, как самого прекрасного и светлого чувства, является центральной в поэтическом наследии Марины Цветаевой, Александра Блока, Сергея Есенина и других известных поэтов Серебряного века. Тонкая, возвышенная душа творца слова не может не любить и не страдать – этого требует поэтический дар, ниспосланный ему свыше. Любовь к родине, к природе, к мужчине и женщине – вот что волнует и заставляет звенеть сердечные и душевные струны классиков этой эпохи, волшебная сила которых рождает незабываемые поэтические строки, обречённые на вечность. Разве можно равнодушно читать щемящие душуслова Блока: Россия, нищая Россия, мне избы серые твои, Твои мне слёзы ветровые, как слёзы первые любви. Поэт сравнивает любовь к родине и первую любовь к женщине: ему и сладостно от этого чувства, и больно. Его чувство к России так же сильно и прекрасно, как чувство первой любви. Но оно так же и печально, и мучительно: беспросветная нищета, бедность российских деревень заставляют душу поэта плакать, как и первая неразделённая любовь. В коротких строках передана целая гамма чувств, с художественной образностью выражено отношение поэта к родине и неповторимому чувству любви к женщине. Оно занимает особое место в жизни и творчестве одного из самых загадочных романтиков Серебряного века. Земная любовь к Любови Менделеевой обрела в поэзии Блока высочайшее неземное звучание, воплотившись в поистине нежные, волшебные строки любовной лирики. «Чистая мадонна, синяя даль, лебедь уснувший», – такими образами наделяет свою возлюбленную поэт в стихотворении, навеянном совместным участием Блока и Менделеевой в любительском спектакле «Гамлет», который состоялся первого августа тысяча восемьсот девяносто восьмого года. Это было первое поэтическое посвящение будущей жене из «гамлетовского цикла» ранней лирики Блока. Но самым значительным произведением Блока-символиста стала книга «Стихи о Прекрасной Даме», в которой поэт обожествил образ вполне земной женщины, как некогда Петрарка вознёс до небес свою Лауру. Твоих страстей повержен силой, Под игом слаб. Порой слуга; порою – милый; И вечно – раб. Это строки из стихотворения под названием «Слуга – царице» – яркое подтверждение идеализации женщины и преклонения перед ней. Восхищением красотой, очарованием, загадочностью проникнуты строки ещё одного поэтического шедевра – стихотворения о прекрасной незнакомке, возвышенный образ которой противопоставлен серой обыденности и вызывает в воображении поэта «берег очарованный и очарованную даль». Ещё один знаменитый певец любви Серебряного века – певец земли рязанской – Сергей Есенин. С пшеничными кудрями, с глазами, цвета васильков, он, казалось, был создан для любви, которой было много в его короткой жизни. В его поэзии так же, как и в блоковской, темы любви к родной природе и к женщине тесно переплетены между собой. Во многих стихах он олицетворяет любимую женщину с берёзкой; женские волосы – со «снопом овсяным», глаза – с незабудками, уходящую любовь – с сентябрьскою «ивовой медью». Своё сильное чувство поэт сравнивает с кипятком: «Не в ладу с холодной волей кипяток сердечных струй». Страстная душа поэта никогда не живёт без любви: и неброская северная красавица, и знойная южанка, и пресыщенная жизнью американка – все пленяют пылкого повесу – гениального самородка русской поэзии. Необыкновенна художественная образность стихов о любви: Есенин использует широко и метафорические сравнения, и яркие эпитеты, и олицетворения. «Я в твоих глазах увидел море, полыхающее голубым огнём»,- эти строки настолько выразительны, что сразу видишь голубые бездонные глаза той, кому они посвящены. Всем готов пожертвовать скандалист и хулиган ради прекрасного чувства: «В первый раз я запел про любовь, первый раз отрекаюсь скандалить». Любовь, в широком смысле слова, была духовным стимулом в поэтическом творчестве поэта-лирика. Главную позицию занимает любовь и в творчестве знаменитой русской поэтессы, душа которой «трепетная лань», а ум и суждения – мудрого философа. Это Марина Цветаева, судьба которой так несправедливо обошлась с ней при жизни, потому что её стихи долго «валялись в пыли по магазинам». Платоническая любовь составляла для неё смысл жизни, без этого чувства она не могла жить ни дня. Поэтическим шедевром является её стихотворение, полное противоречий, светлой печали от неразделённой любви и радости от этого прекрасного чувства, «Мне нравится, что Вы больны не мной…». Положенное на музыку Андрея Петрова, оно обессмертило имя Цветаевой на века. Стихотворение о душевных страданиях любящей женщины, которую разлюбил тот, кто «вчера ещё в глаза глядел», нельзя читать без волнения. В нём запечатлён мучительный вопрос тысяч женщин, вынесенный в заглавие стихотворения: «Мой милый, что тебе я сделала?» Поэзия Серебряного века – драгоценный сосуд, из которого можно пить целительную духовную влагу ещё долгие годы. Радостно сознавать, что она (поэзия) возродилась, и мы, современные старшеклассники, имеем возможность наслаждаться высокой любовной лирикой.