Тема материнского страдания

Творчество женщины-поэтессы всегда несет особый отпечаток, оставленный ее женским началом. Анне Ахматовой, как женщине, пришлось испыта

Творчество женщины-поэтессы всегда несет особый отпечаток, оставленный ее женским началом. Анне Ахматовой, как женщине, пришлось испытать не только радости жизни – большую взаимную любовь и счастливое материнство, но и нечеловеческие страдания той страшной эпохи «ежовщины» и массовых репрессий. Потеряв любимого мужа, которого обвинили в антиправительственном заговоре и расстреляли, она ждала из неволи арестованного сына. Своей поэмой «Реквием» она воздвигла памятник всем матерям, вместе с которыми в стужу и зной долгих 17 месяцев стояла под стенами ленинградской тюрьмы в очередях. В «Предисловии» поэтесса объясняет причину, по которой была написана поэма. Написать о горестных событиях ее попросила женщина, стоявшая рядом с ней в очереди. Измученная горем, как и сотни других, она не в силах была даже улыбнуться в ответ на согласие Анны Ахматовой – «что-то вроде улыбки» слетело с ее губ. Даже лицо женщины окаменело от горя, превратившись в то, что «некогда было ее лицом». Пройдя этот трудный путь мучительных страданий, испытав боль материнской утраты – арест сына, поэтесса сочла своим долгом увековечить эти события в поэме, посвятив ее всем женщинам-матерям, женам, сестрам. Описывая эпоху, Ахматова очень точно передала душевное состояние людей – времена, «когда улыбался только мертвый». Строки вселяют ужас, которым был пропитан тогда даже воздух. Люди боялись говорить вслух, они забыли, что такое радость жизни. Колонна узников шла, «обезумев от муки», и даже паровоз протяжно гудел грустную «песню разлуки». Самое страшное горе для матери – это потеря ее ребенка. А если детей насильно забирает страшная система, которой никто не в силах противостоять, то перед таким «горем гнутся горы». Их обвиняют в измене Родины, которую они всем сердцем любили, в предательстве, которого они никогда не совершали. Это шокировало людей, они были в отчаянье, но доказать никому и ничего не могли. Да, природа одарила женщину выносливостью, это закономерно. Но где взять силы душевные, чтобы мать смогла дождаться своего сына? Анне Ахматовой пришлось вынести много горя на своих плечах, но материнская любовь давала ей силы жить дальше. Только надежда на встречу с сыном питала волю этой невероятной женщины. Да, она чувствовала, что «одна» и «больна», она просила помолиться за нее, чтобы ей помогли высшие силы. Постоянная борьба между жизнью и небытием, между разумом и безумием. С каждой строкой мы ощущаем, как боль разлуки усиливается. Мать начинает испытывать состояние отрешенности от мира: «нет, это не я, это кто-то другой страдает». Трудно себе даже представить, что пришлось вынести, выстрадать женщинам-матерям в, казалось бы, мирное время, как им тогда твердили. Бесконечно долгих 17 месяцев Ахматова ждала домой своего сына. Словами «кричу, зову…ты сын и ужас мой», она подчеркивает, насколько мучительны и безутешны страдания матери. Она видит «следы в никуда», «светлый день», «опустелый дом», она не в силах воспринимать страшную реальность, неподвластную объяснениям здравого смысла, свое горькое одиночество. Из каждой ситуации мать ищет выход. Но, понимая безысходность своего положения и уже не веря в будущее, она ищет забвения, взывая к приходу смерти. Это очень страшно, когда для живого человека смерть – единственный возможный вариант, цель, способ решения проблемы. В словах звучит безысходность и безразличие: «мне все равно теперь». У поэтессы нет страха, она ждет смерти, зовет ее, «потушила свет и отворила дверь». Может ли смерть быть желанным гостем для кого-либо? Нет, так может вести себя только человек, доведенный до отчаянья. Ахматова признает, что «безумие крылом души накрыло половину», именно поэтому она призывает на помощь смерть. Перед матерью все время «сына страшные глаза – окаменелое страданье». Именно любовь к сыну не дает безумию поглотить ее истерзанную душу, а истерзанному горем сердцу – окаменеть навсегда. В «Распятии» очень кратко, но емко описана страшная картина. Как может не рыдать мать о сыне? Как может сын об этом просить? Сначала это кажется нелогичным, но потом все стает на свои места. Библейский сюжет приведен не случайно, а для того, чтобы показать, насколько тяжела ноша матери, насколько должен быть почитаем ее статус: «…а туда, где молча Мать стояла, так никто взглянуть и не посмел…» В поэме «Реквием» чувства и переживания Анны Ахматовой тесно переплелись с чувствами других матерей, которых она видела рядом. Они были связаны одной бедой, одним горем. Мы можем только догадываться, каких нечеловеческих усилий стоило этим женщинам пережить боль разлуки со своими детьми, боль утраты и жить с надеждой все эти долгие месяцы. «Реквием» можно смело назвать литературным памятником материнскому страданию и несокрушимости духа.