Тема памяти в повести В. Распутина «Прощание с Матерой»

В 1976 году вышла в свет одна из талантливейших повестей Валентина Григорьевича Распутина – «Прощание с Матерой». Как и во многих своих пр

В 1976 году вышла в свет одна из талантливейших повестей Валентина Григорьевича Распутина – «Прощание с Матерой». Как и во многих своих произведениях, автор поднимает вопросы любви к «малой родине» и преемственности поколений. Но основная проблематика повести связана с темой памяти. В основе повествования лежит вечная борьба прогресса и деревни. Перед нами Матера – остров на реке Ангара, здесь стоит поселение, где многие поколения жили люди, считающие это место своим домом. И вот из-за необходимости строить ГЭС, остров нужно затопить. Затопить землю, которая стала родной, которая кормила людей многие поколения. Не случайно герои повести спрашивают, не дорога ли цена? Место, куда их переселяют – необработанное с плохой почвой: «Сверху земля черная, а подняли ее – она красная, впору кирпичный завод ставить». Но словно не понимают этого люди, не помнят добра и не испытывают благодарности. Только старики еще привязаны к Матере, не хотят ее бросать, и не знают, как жить без родной земли. Молодые же готовы все оставить. Таков, первым сжегший свой дом, Петруха. Андрей, племянник Дарьи, который уехал из родного села, не побывав в тех местах, где прошло его детство, не простившись с ними. Это новое поколение стремится к прогрессу, к машинам, совершенно забыв о родной земле, о своей связи с природой. Распутин отчетливо показывает свое негативное отношение к забывшей своих предков молодежи в ряде эпизодов. В первую очередь, это изображение подготовки к затоплению, а точнее разорение кладбища. В том, как спокойно выполняют свою работу нанятые для этого мужики видно, что они не осознают святость этого места. Не понимают, что в земле покоятся те, кто заботился о своих потомках и старался облегчить их будущее существование. И уже за это они достойны почитания. Дарья, в образе которой воплотился духовный идеал народа, высказывает мысль о том, что как относятся люди к предкам, так и к ним будут относиться их потомки. Поэтому ее и остальных старух пугает такое святотатство. Другой примечательный эпизод – приезд молодежи для помощи в сборе урожая. И в первую же ночь, когда приезжие напиваются и устаивают пляски, матренинцы в ужасе прячутся от них по домам. Такая разнузданность и неуважение к тем, у кого они, по сути, в гостях, кажется чем-то диким и противоестественным. Да и отношение к земле у приезжих другое. Покос для жителей Матрены –это момент единения с природой, время, когда они ощущают себя ее частью. Но нет этой духовной связи у молодых, они утратили ее, стали сиротами. Помять – единственное, что связывает человека с его прошлым. А прошлое – это не только уважение к предкам и их почитание, но и сохранение вечных ценностей, духовного наследия. Не случайно Распутин вставляет в повествование эпизод беседы Дарьи со своим внуком. Героиня говорит о бездушности нового поколения, о том, что оно тянется не к родной земле и природе, а к бездушным машинам. Но Андрей ее не понимает и в ответ лишь смеется: «Андрей стоял в дверях в куть и, удивленный словами Дарьи, смотрел на нее внимательно и насмешливо». Распутин также поднимает вопросы о ценности опыта и преемственности поколений. Так, Дарья, рассуждая о смысле жизни и приходя к выводу, что так «ничего она в ней не поняла», надеется, что ее «догонят другие», но отчетливо осознает, что не догонят. Пророчески и жутко звучать последние мысли ее рассуждений: «и им суждено с тоской и немощью смотреть ей вслед». С гибелью Матеры, бывшие жители ее останутся сиротами, навсегда утратившими связь с отчим домом, родной землей и духовными заветами предков. Они будут обречены на вечный поиск своей родины, но так и не суждено будет им ее обрести.