Тема природы в романе Б.Пильняка «Голый год»

Слияние человека и природы всегда выступало главной чертой языческого мировоззрения. В ранних рассказах Пильняка, его коломенском цикл

Слияние человека и природы всегда выступало главной чертой языческого мировоззрения. В ранних рассказах Пильняка, его коломенском цикле, природа определяет все жизненные законы. Она связывает древний дух языческого прошлого с настоящим, которое никогда не изживет глубинные отголоски минувших языческих эпох. Природа остается одной из главных тем романа «Голый год». Ведь солнце, свет, снег и бури – «это то, что есть кругом и внутри человека, человек познает через самого себя». Природа – это рождение, смерть, любовь. Событийность человеческой жизни. Это раскинувшиеся за барскими усадьбами леса, озера и реки. И даже историю мужицкую он сравнивает с лесной тропой, где попадаются «пустоши, пустоши, починки, погосты, перелоги-тысячелетия. Государство без государства, но растет как гриб». В романе движущие революционные силы представлены как природный бунт русского народа. Важнейший урок, который может преподать Природа – то, что она ценна сама по себе. Она существует лишь под взглядом человека, в идеальном мифическом состоянии, но неподвластна ему. Стихия. Мощь. У Пильняка важнейший закон природы – закон жизни, а деревья будут цвести каждую весну до тех пор, пока есть жизнь. Природа определяет национальную самобытность: «Земли же ордынские – суходолы, долы, озера, леса, перелески болота, поля, пылкое небо – проселки». Природа свободна от исторических условностей, но способна влиять на ход событий больше, чем судьбоносные решения, принимаемые правителями и всякими власть имущими. Не случайно в философско-художественном сопоставлении История-Религия-Природа – самой выразительной доминантой в романе Пильняка становится метель, как «образ кругового движения, закон природы и истории».