Тема рока в романе В. Гюго «Собор Парижской богоматери»

Роман В. Гюго «Собор Парижской богоматери» встречает читателя грозной надписью, начертанной в ещё Средневековье на стене Собора. Буквы

Роман В. Гюго «Собор Парижской богоматери» встречает читателя грозной надписью, начертанной в ещё Средневековье на стене Собора. Буквы врезаны глубоко подобно тому, как значение зловещей надписи оставляет неизгладимый отпечаток на судьбах людей. «АNАГКН», с греческого «рок», без жалости и сожаления помещает героев в трагические для них условия. У В. Гюго он является в обличии социальных явлений, полных трагизма и враждебности к героям, совпадениях, встречах и узнаваниях, переплетениях чувств и судеб героев. Собор, именно на его стене начертаны грозные буквы, соединён с роком в единое целое и представляет его символическое воплощение. Все происходящие события так или иначе связаны с этим величественным архитектурным сооружением. Борьба Клода Фролло, скинутого с соборной балюстрады и висящего между жизнью и смертью, оказалась ему не по силам. Собор был лишь безжалостным наблюдателем, последним, кто вынес приговор архидьякону, который безуспешно, не имея никаких реальных шансов выжить, цеплялся за выступы, так и не отыскав опоры. Для замкнутого и отвергнутого Квазимодо Собор был защитной скорлупой, всю жизнь укрывавший его от людских насмешек и жестокостей, он был для него вселенной. Звонарь даже казался его неотъемлемой частью, порождением, внешне и внутренне с ним сросшимся. Собор, как сила метафизического характера, рукой своего дитя-горбуна на время оказывает защиту Эсмеральде, приютив её в своих владеньях. Так грозный и иногда снисходительный рок, зафиксированный человеком в творениях материальных, вершит историю и распоряжается судьбами людей.