Тема судьбы в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго»

Может ли человек каким-либо образом повлиять на свою судьбу, изменить ход событий в своей жизни и своего государства? Об этом на протяжен

Может ли человек каким-либо образом повлиять на свою судьбу, изменить ход событий в своей жизни и своего государства? Об этом на протяжении веков задумывались многие творческие личности. В русской литературе тема судьбы поднимается достаточно часто. В романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго» на примере главных героев продемонстрировано влияние жизненных перипетий на судьбы людей. Центром изображения в произведении становятся жизненные пути главного героя – Юрия Живаго – его друзей детства и многих других персонажей. С ними читатель знакомится в самом начале романа и следит за развитием событий в их жизни на его протяжении. Судьбы троих мальчиков (Юры Живаго, Миши Гордона и Ники Дудорова) и трех девочек (Тони Громеко, Нины Кологривовой и Лары Гишар) скрещиваются, расходятся, переплетаются и вновь отдаляются. Писатель задумывается о том, могла ли жизнь каждого из этих героев сложиться как-то иначе, если бы исторические события в стране были другими. Юрий Живаго – собирательный образ интеллигенции, попавшей в очень сложные обстоятельства после революции 1917 года и во время Гражданской войны. Его судьба – это центр паутины судеб других персонажей. Судьбы Юрия и Ларисы Гишар часто пересекаются, обнаруживая душевное сходство, но различие характеров. По словам автора, их объединяло «чувство принадлежности ко всей вселенной». Однако Юрий и Лара не могут быть вместе, не могут быть счастливы: их личные судьбы связаны с другими людьми, от которых тянутся нити к другим судьбам. У доктора есть жена – Тоня Громеко, к которой он испытывает очень сложные и противоречивые чувства, и дети, которых он нежно любит. Судьба Ларисы с юности искорежена Комаровским, но она осталась чутким, светлым человеком и заботливой матерью. Писатель показывает, что во время трагических событий в стране невозможно находиться в состоянии счастливого покоя. Юрий Андреевич не может оставить Тоню на произвол судьбы из-за обостренного чувства долга. Смерть доктора дает понять читателям, что такой человек не сможет жить и заниматься любимым делом в новом обществе. Судьбы друзей детства Юрия Живаго растворяются в череде драматических явлений. Миша Гордон вынужден отречься от своих национальных корней и уйти в христианство. Судьбы Ники Дудорова и Нади Кологривовой неизвестны. Печальна и символична участь дочери доктора и Лары – Тани Безочередевой. Девушка не придерживается моральных принципов, Б.Л.Пастернак подчеркивает ее нравственную нищету. Так автор показывает пагубное влияние среды проживания: брошенная родителями, Таня оказалась в кругу людей, не обремененных рамками приличия, и выросла такой же, как и окружающие ее люди. Такие, как она, и составляют общество новой формации. Очень интересна в романе роль сводного брата Юрия ? Евграфа Живаго. Он эпизодически появляется в произведении и помогает доктору, Тоне, Ларе, а в финале соединяет нити судьбы воедино: помогает Тане и собирает рукописи брата. Различными средствами художественной выразительности Б.Л.Пастернак усиливает значение каких-либо мимолетных событий или незначительных предметов в судьбе человека. Таким предметом в романе является свеча, которая «скрещивает» судьбы героев в самом начале произведения и освещает их путь впоследствии. Метель, снег, ощущение холода в романе также неслучайны: так писатель передает душевное состояние своих персонажей и сложное время в стране. Образ мадам Флери несколько раз встречается в «Докторе Живаго», в самом конце романа она пережила всех героев и не попала в круговорот страшной «мясорубки» в период Гражданской войны. Мадам Флери получила выездную визу и возможность выехать из развороченной страны, когда судьбы всех других героев так трагически заканчивается. Ирония судьбы заключается в том, что именно мадам Флери, «старая седая дама в шляпе из светлой соломки», остается жить и движется в будущее, где нет места Юрию и Ларе. В заключение следует отметить, что жизненный путь, по мнению Б.Л.Пастернака, предначертан человеку свыше, и тот не сможет изменить ни ход своей жизни, ни ход исторических событий. Каждая деталь, незначительная встреча или событие могут играть важную роль в дальнейшей судьбе человека.