Тема творчества в романе «Доктор Живаго»

Анализируя роман Бориса Пастернака под названием «Доктор Живаго», невооруженным глазом замечаешь, что тема творчества выступает одной

Анализируя роман Бориса Пастернака под названием «Доктор Живаго», невооруженным глазом замечаешь, что тема творчества выступает одной из основных тем романа. Вернее, само творчество (как продукт) сопровождает главного героя. Где бы он ни был – в Москве, в Юрятине или в Варыкино, он не перестает творить: стихи, проза, ведение дневника. Он не может без творчества, благодаря творчеству он живет и существует. Такая одержимость Юрия Живаго творчеством наводит на параллель главного героя романа и самого автора. Вполне реально начинает казаться, что Борис Пастернак пишет о себе (хотя видимых общих точек прикосновения нет). Через своего героя Пастернак дает возможность понять самого автора. Это не новая идея, еще представители традиционной герменевтики указывали на то, что автора можно понять посредством его текстов. А Шлейермахер вообще утверждал, что понять автора можно лучше, чем он сам понимал. Так, в своем романе, благодаря творчеству Пастернак предоставляет возможность читателю понять не только главного героя, но и самого себя. Творчество (стихотворения) Живаго можно найти в приложении к роману. Посредством их можно представить все душевные переживания и страдания лирического героя. Конечно, творчество Живаго не лишено штрихов творчества Пастернака. Но, не смотря на то, что герой романа идет по жизни рука об руку с творчеством, оно ему нелегко дается. Наоборот, это весьма трудный процесс, который делает зависимым Живаго. Если ему удается придумать пару строк, то волна вдохновения накрывает его. Для него вдохновение – внутренний эмоциональный всплеск. Именно это состояние делало из Живаго кого-то необыкновенного. Когда он творил, казалось, он существовал в какой-то иной действительности. В той действительности, в которой не было того реального мира, окружающего его. Но если творчество дается не так уж просто, то что это за процесс? Именно творческая деятельность и позволяет быть человеку тем существом, которое смотрит в будущее и отталкивается от своего настоящего. Можно сказать, что это предрассудки, что творчество удел лишь талантливых и избранных людей, или попросту гениев. Творчество существует там, где человек предпринимает попытки воображать, комбинировать, изменяет старое и создает что-то новое. Благодаря творчеству Живаго реализовывался в таком сложном и неумолимом мире, он не терял себя, он оставался личностью, и даже больше – он был творцом. Несмотря на грязные и лживые события в стране, от которых ему хотелось лишь бежать и прятаться, он никак не желал влиять на революцию. Для него главным миром остается внутренний, и лишь его чистота играет роль. А то, что происходит с ним в обычной жизни, расценивается как цепочка событий, которые, так или иначе, влияют на его внутренние переживания. Так, героем Пастернака является сильная, умная, талантливая личность, которая обладает духовным богатством. Делая своим героем именно такого человека, автор указывает на то, что самым главным фактором в жизни остается фактор, позволяющий человеку оставаться человеком. И это не утопические идеи, а идея о духовной красоте, которая и должна преобладать в человеке. Именно стихотворения Живаго и позволяют раскрыть в нем сильную духом личность и показать внутреннее богатство его мира. Его поэзия «дышит» любовью к миру и ко всему окружающему. Любое творчество предполагает свободу. Хотя политическая ситуация описанная в романе не предполагает свободы как таковой. Но какое же творчество без свободы? А значит, можно утверждать, что доктор Живаго вполне свободный человек, поскольку он творец. Безусловно, любая свобода предполагает ответственность. Но последнюю Живаго не смог испытать в полной мере, поскольку его стихотворения (не все конечно, некоторая часть и при жизни, когда он сотрудничал с Васей Брыкиным) были опубликованы после его внезапной смерти в трамвае. В те годы, когда писался роман «Доктор Живаго», практически все российское сообщество прониклось идеями русской религиозной философии. Дернув за линию творчества в романе, становится ясно, что в тексте раскрывается идея русского философа Николая Бердяева о творчестве как некоем откровении человека, неразрывно связанного с Богом. Согласно Бердяеву, творчество создает такой особенный мир, который и есть продолжение творения Бога, а, значит, человек уподобляется Богу-Творцу. Достоинство творения в том, что все то, что сотворено по идее Творца и есть свобода, так как она и есть внутренняя черта человека. Конечно, трудно опровергать, что «Доктор Живаго» поистине философский роман. Автор показывает нам, как и Андрей Платонов в повести «Котлован», что счастье является частью внутреннего мира, его не стоит навязывать, ведь каждый человек волен сам творить свою судьбу. А значит, герой романа, как и сам автор, отыскал свое счастье в творчестве.