Толкование красоты в романе «Идиот»

«Красота спасет мир» – слова, знакомые каждому из нас, но мало кто задумывался над происхождением этого афоризма. Он буквально восприни

«Красота спасет мир» – слова, знакомые каждому из нас, но мало кто задумывался над происхождением этого афоризма. Он буквально воспринимается современным читателем без подробных толкований, тем не менее интерес вызывает ситуация, которая побудила Федора Достоевского прийти к желанию заговорить о красоте. «Мир спасет красота» – впервые слова произносит восемнадцатилетний Ипполит в романе «Идиот», юноша, который категорично относится ко многим окружающим. Он иронизирует по поводу чувств главного героя, князя Льва Николаевича Мышкина, и выставляет его посмешищем перед присутствующими. Возможно, сам чахоточник Ипполит, доживающий последние дни, никогда не был влюблен и не имеет представления об идеале женской красоты, однако она для Мышкина красота представляется не внешними чертами – длиной ресниц, пухлостью губ, длиной волос и высотой лба, а особенным взглядом. «В этом лице... страдания много...» - говорит князь, рассматривая портрет Настасьи Филипповны Барашковой. Именно такую красоту он считает совершенной, но и здесь другие герои не разделяют его мнение и считают, что может быть, он бредит. Сам Достоевский в «Идиоте» утверждает, что красота является совокупностью положительных черт характера. Он изображает женщину, прекрасную внешне, но останавливает внимание читателя на образе самого Мышкина. Лев Николаевич – «положительно прекрасный человек», носитель добродетели, умеющий сострадать и жертвовать собственным благополучием ради спасения ближнего. Он отдал себя без остатка Настасье Филипповне – женщине, которая посчитала себя недостойной его, которую князь, быть может, даже не любил. Барашкова, заботясь о будущем князя, в последний момент решила скрыться от него, но этим она не спасает князя, а губит: вскоре, потрясенный ее смертью, Мышкин снова становится идиотом. Спасти мир способна красота душевная; внешняя лишь разрушает надежды, сердца, судьбы, служит причиной для войн. Именно эту мысль пытается донести Федор Достоевский в своем романе.