Трагедия человека в тоталитарном государстве

Проблема свободы личности в тоталитарном государстве поднималась во многих произведениях отечественной литературы, посвященных перио

Проблема свободы личности в тоталитарном государстве поднималась во многих произведениях отечественной литературы, посвященных периоду сталинского правления. В.Т.Шаламов обратился к этой теме в цикле «Колымские рассказы». В небольших по объему произведениях писатель воспроизвел ситуация, которые видел сам и в которых сам оказывался неоднократно. В цикле рассказов передана атмосфера безысходности и нравственного тупика людей, оказавшихся в тюрьме. Повествование ведется от первого лица, т.е В.Т.Шаламов таким образом сближается с читателями. Заключенные, находясь в лагере, не питают иллюзий по поводу своей жизни. Они понимают, что их судьба зависит от лагерного начальства и искать правды или защищать свое человеческое достоинство не имеет смысла. Жизнь на зоне измеряется одним днем. Рассказ «Тифозный карантин» пронизан чувством страха. Страх делает из человека раба. Чтобы утолить голод или получить лишнюю пайку, люди готовы прислуживать бандитам, быть их лакеями. Таким читатель видит капитана Шнайдера, интеллигента, знатока немецкой литературы, героя. В лагере он выполняет функцию «чесальщика» пяток у вора Сенечки. Утратив свое лицо, свою честь, Шнайдер превратился в раба аморального человека, преступника. В рассказе «Васка Денисов, похититель свиней» также говорится о том, до какого состоятния может дойти человек, испытывавший чувство голода. Васька украл мороженого поросенка и почти съел его. В этой сцене у персонажа отсутствовали человеческие качества, в нем был только животный инстинкт, он «грыз, грыз…». Для В.Т.Шаламова тоталитарная государственная система – это тот же лагерь, где есть «пахан», «вертухаи», «шестерки». Где человек не имеет право на выражение своих мысли, где он виновен априори.