Трагедия одиночества в творчестве В. В. Маяковского

Лирика В. Маяковского несет в себе все признаки романтизма. Она наполнена трагическими столкновениями человека и окружающего, часто вра

Лирика В. Маяковского несет в себе все признаки романтизма. Она наполнена трагическими столкновениями человека и окружающего, часто враждебного или равнодушного общества, мотивами бунтарства и отречения. Мечта поэта о мире и своем месте в нем не находит отражения в реальности и выливается в гневные и желчные стихотворения, иногда пронзительные. Лирика поэта тесно связана с его личностью и с событиями в обществе. Это сплав индивидуального и общественного, при котором социальные происшествия ощущаются как глубоко личностные, а индивидуальные переживания как явления мирового порядка. Уже ранние стихи Маяковского окрашены в различные тона одиночества. И даже его бунтарство, и вызов всем и всему зачастую происходит от страха непонимания и одиночества. В одном из знаковых произведений раннего периода «Послушайте», герой просит у Бога, хотя бы одну звезду на небе, чтобы было не так страшно. Очень сильное по накалу чувств, стихотворение «Несколько слов обо мне самом» вызвало много негативных эмоций уже первой чудовищной строчкой. Но за сознательным желанием оскорбить, шокировать прячется вопль измученного одиночеством человека. За причудливыми сочетаниями легко читается ужас души, оказавшейся в почти пустой вселенной. Ночь, пустая улица, сбежавший из мира Бог и крик в небо. И это состояние передается в образе последнего одноглазого уродца, идущего к слепому миру. Уродца, просящего нарисовать себя в пустой иконе, после того, как на мольбы к Богу не получено ответа. В. Маяковский решает, что этому миру не нужны люди с чистым и пламенным сердцем, не нужны задыхающиеся от любви к человечеству, отдельным людям и самому миру. От этого неприятного понимания рождаются стихи полные проклятий и отчаяния. Поэт мечется между жаждой признания, близости, поклонения и ужасом оказаться смешным и нелепым в своих детских желаниях. Некрасивыми и грубыми словами он наказывает мир и общество не принявшее его в свои объятья. Еще показательнее стихотворение «Надоело» в котором герой идет искать людей, но видит, что людей нет, вместо них горы мяса, «образины». И на фоне них трамвай кажется умным животным. И опять некому излить душу, некого обнять в чувственном порыве. Не лучше оценивается окружающее поэта общество и в стихотворении «Вам», отказывающим людям в уме, жалости и значимости. В другом стихотворении описывается как поэт от злости стал собакой и сначала испугался, но когда его стала травить толпа, то он ее облаял. И здесь он одинок, в чужой злой толпе. Но апогеем этого горького чувства стала поэма «Облако в штанах». Герой ожидает возлюбленную и мучается, требует, умоляет о хотя бы маленьком «любеночке». Но она приходит, чтобы сказать, что выходит замуж, и герой взрывается фонтаном проклятий и обид. Сначала он отказывается от любви из-за невыносимой боли ее потери. Потом обрушивается на искусство, призывая творить свое. Затем отказывается от любых религиозных понятий, сравнивая себя с распятым, но не кресте, а на презрении и ненависти, спасаясь от которых он выжигает нежность души. И в итоге поэт требует революции в обществе подобно той, что свершилась внутри него. В конце поэмы он снова вспоминает оказавшую ему в ласке и любви женщину, и осознав бесповоротность отказа, решает взобраться на небо, чтобы предъявить самому Богу свою боль одиночества. Он спрашивает знает ли Бог, что такое любовь и боль одинокого человека, отчаянно нуждающемся в другом. А потом, герой бросается на него и находящихся в раю с ножом, желая окрасить небо кровью бойни. Вот на такие страшные и жестокие строки вдохновила В. Маяковского тяжелое осознание одиночества человека в мире и, не всегда удовлетворенной, его потребности в людях, вере, любви.