Убийство как теория

Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание» невозможно отнести к одному литературному жанру. Он и идеологический, потому что все л

Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание» невозможно отнести к одному литературному жанру. Он и идеологический, потому что все линии рассказа ведут к разгадке преступника и его помыслов, и трагический, ведь идется про убийства и крушения человеческих судеб, и детективный – есть и преступление, и постепенное раскрытие преступника. Но самым правильным было бы отнести роман к философскому жанру, ведь в нем Достоевский детально анализирует быт, окружение, социальное положение, чтобы увидеть, как эти факторы влияют на судьбу человека. Главный герой Родион Раскольников оказывается на самом социальном дне: живет в мрачном доме, в комнате без мебели, похожей на тюрьму или гроб, страдает от нищеты, не может платить за учебу в университете, постоянно недоедает и не имеет более-менее сносной одежды. Но самые большие страдания приносит ему не жалкое физическое существование, а растоптанное чувство собственного достоинства и гордыня. Лежа на ободранной койке, Раскольников придумывает, что всех людей можно поделить на две категории. Первая – «гении», сильные мира сего, способные на великие поступки, на которые никогда не осмелится вторая категория – «рабы», неудачники, годящиеся только для размножения и прислуживания «гениям». Раскольников утверждает, что существуют две морали. Одна – для избранных, сильных, которым разрешено все, даже убийство ради собственных интересов. Другая – для слуг, чье предназначение – быть «материалом» для экспериментов великих исторических фигур. Родион действует как пленник своей «идеи-страсти». Ее он подробно описал в статье, напечатанной в газете за полгода до совершения убийства. Внешний – материальный фактор – только видимость обоснования. Не деньги, а идея заставила его взяться за топор: «Я хотел…убить для себя, себя самого! – исповедуется Раскольников Соне Мармеладовой. – Я не хотел врать в этом даже себе! Не для того, чтобы матери помочь, не для того, чтобы получить деньги и власть! Мне нужно было узнать, гнида я, как все, или человек?.. Тварь дрожащая или право имею…». Убийство для Родиона стало проверкой правильности понимания предназначения человека, его прав и свобод. Герой даже не воспользовался награбленным, он хотел выбросить его в канал, не поинтересовавшись даже стоимостью. Для него куда важнее результат самопроверки – хватит ли силы совершить убийство, выдержать психологическую нагрузку? В воспаленном мозге Раскольникова любое действие на пользу мира связано с крушениями, убийствами. Все «законодатели и основатели» – Наполеон, Магомет, Ликург – реформируя, совершенствуя мир, начинали с уничтожения старого, а это невозможно без убийств в прямом и переносном значениях. Персонаж Достоевского убежден, что продвижение человечества возможно только после убийств, но не обычных, криминальных или бытовых, а ради высшего блага, и только тогда, когда «человечество в этом нуждается». Образцом «гениальности» для него становится Наполеон, который символизирует своеволие, анархию, дерзкое нарушение всех моральных и религиозных норм и обычаев ради власти. Раскольников, как и кумир, жаждет «свободы и власти, главное – власти! Над всей тварью дрожащей и над всем муравейником!» Но власть нужна Родиону действительно во имя добра – чтобы спасти сирот Мармеладовых, Сонечку, Катерину Ивановну, собственную мать, сестру и тысячи им подобных мучеников. Он хочет стать Мессией, пророком нового мира, спасти человечество. Так парадоксально объединяются идеи «наполеонизма» и «мессианизма». Раскольников по своей природе – великодушный, добрый, чувствительный. Жаждет помочь каждому, которого сломала нищета и горе. Отдает последние деньги семье Мармеладовых. Ухаживает за бедным отцом своего больного чахоткой товарища. Вместе с тем Родион – человек с глубоко развитым чувством собственного достоинства. Он имеет представление о собственной значимости, горд, самоуверен. После совершенного двойного убийства Раскольников оказался в положении человека, который потерял землю под ногами. Он с отвращением и ужасом понимает, что его «попытка» не увенчалась успехом, а только принесла страдание, разочарование. Достоевский сравнивает состояние героя «до» и «после» с тяжелой болезнью: преступник «то страшно замерзал, то страдал от горячки». «Наполеоновский» человек не состоялся. Психологическая «проба» закончилась поражением. По словам следователя Порфирия Петровича, «тут дело фантастическое, темное, современное, дело времени нашего. Когда помутнело сердце людское». Достоевский показал, что, с одной стороны, дисгармония во внутреннем мире героя, «раскол» в душе и убеждениях (об этом говорит даже фамилия персонажа), а с другой – катастрофическая действительность отразились в его теории. Желая привести человечество и отдельного человека к счастью, Раскольников предложил путь к «светлому будущему» через несчастье и насилие, тем самым отделил себя от мира, обрек на трагедию одиночества.