Внутренний мир главного героя в рассказе И.Бунина «Цифры»

Как видит этот мир ребенок? Что творится в его крохотной душе, когда он общается с другими членами семьи, взрослыми? Почему ему иногда так

Как видит этот мир ребенок? Что творится в его крохотной душе, когда он общается с другими членами семьи, взрослыми? Почему ему иногда так трудно их понять? К сожалению, маленький ребенок не сможет ответить на эти вопросы. Поэтому попробуем ответить мы, взрослые, которые могут анализировать ситуацию со стороны и делать выводы. Для этого мы и рассмотрим данные проблемы, используя сюжет рассказа И. Бунина «Цифры» и образ главного героя – маленького мальчика Жени. С мальчиком мы знакомимся в самом начале рассказа, когда к нему мысленно обращается его дядя, сетуя и сомневаясь, вспомнит ли Женя когда-нибудь эту их «последнюю ссору». Описание главного героя дядей противоречивое: с одной стороны – мальчик в его глазах «шалун» и проказник, с другой – «трогательный» и ласковый ребенок, «приличный и кроткий». Из повествования следует, что воспитанием мальчика занимается мама, няня и бабушка Жени, но дядя периодически активно вмешивается на правах близкого родственника и единственного взрослого мужчины в доме. Кстати, дядя считает себя «очень умным», видимо, небезосновательно. Женя окружен родными людьми и прислугой. У него нет ни братьев, ни сестер и мы не знаем, есть ли у него возможность общаться со сверстниками. Взрослые в глазах мальчика – это умные люди, которые много всего знают и умеют, поэтому в силу своей врожденной любознательности он инстинктивно тянется к ним. Такой интерес к новым знаниям говорит о хороших умственных способностях ребенка, которые всегда необходимо развивать и направлять. Мальчик в силу своего возраста еще доверчив и наивен. Взрослые прекрасно знают об этом и нередко пользуются. Он и представить себе не может, что дядя или бабушка могут сказать ему неправду. По этой причине мальчик сначала сомневается, а потом все-таки верит дяде, когда тот объясняет причину, по которой не может заниматься с мальчиком изучением цифр, как обещал ранее. Дядя выдумывает несуществующий выходной – «царский день», чтобы оправдать собственное нежелание помочь ребенку именно в этот день. У маленького ребенка нет понятий времени, терпения, сдержанности и хладнокровия. Поэтому ему так тяжело переживать ссору. Обида настолько глубоко вонзилась в его сердце, что он даже грозится дяде не любить его в дальнейшем и забрать подаренную монетку обратно. Как еще может ребенок высказать, показать миру свою душевную боль? Только поведением. Поступки детей не всегда предсказуемы, но всегда носят отпечаток их эмоционального состояния в данную минуту. В минуты душевного подъема в Жене бурлит энергия, которую он тут же выплескивает, бегая по дому. Но, когда ему запрещают что-либо, чего он так страстно желал, ругают и делают вид, что не замечают его присутствия, реакция ребенка – крики, плач и злоба, которую он вымещает на предметы (стулья) или телодвижения (громкий стук ногами). Женю обучают хорошим манерам, он умеет, например, просить прощения и вежливо себя вести. Ему прививают все это с раннего возраста и это правильно. Когда ребенок спокоен и доволен, ему не трудно следовать правилам, которые ему известны. Но, находясь в состоянии нервного возбуждения, мальчик уже не может себя контролировать и требовать от него соблюдения правил уже невозможно. Что же происходит в душе Жени во время конфликтной ситуации с дядей? Внутренний протест нарастает постепенно, как снежный ком. Сначала он воспринимает отказ дяди с задором, все еще переполненный радостью получить обещанные знания, хотя и не так скоро, как хотелось бы. Ребенку велят ждать до завтра. Но это слишком долго для маленького мальчика. Постепенно терпения становится все меньше, а ребенок начинает шалить и капризничать. Весь день Женя проводит в растерянности и ожидании, он носится по дому, «болтает ногами» за столом, «проглатывает» еду. Все мысли мальчика заняты главным: ему покажут цифры и научат их рисовать, поэтому он не в состоянии думать ни о чем другом и уж тем более не обращает внимания на свои манеры. С наступлением вечера терпение ребенка заканчивается вовсе, капризы и шалости выводят взрослых из себя. Почему Женя не слушает взрослых? Он их не слышит, он слишком возбужден и не может совладать со своими чувствами. Дядя срывается, не выдержав воплей и стука ногами племянника, шлепает его и прогоняет за дверь. Такой поворот событий только усиливает горе ребенка, добавляя негатива в уже сложившуюся неприятную ситуацию. Женя начинает чувствовать себя брошенным один на один с собственным горем, обиженным и совершенно беззащитным перед взрослыми. Крики ребенка о помощи и плач только усиливаются. Он рыдает безудержно и безутешно, ведь все его предали, и никто даже не попытался пожалеть. Женя – маленький ребенок, поэтому кроме любви и внимания ему просто необходима ласка и терпение. Он умеет искренне делиться своими чувствами и эмоциями, ожидая к себе такого же отношения со стороны взрослых.