Взаимоотношения между ребенком и взрослыми в рассказе И.Бунина «Цифры».

Проблема взаимоотношений между разными поколениями в рамках одной семьи была и будет актуальной всегда. Тем более, если речь идет о восп

Проблема взаимоотношений между разными поколениями в рамках одной семьи была и будет актуальной всегда. Тем более, если речь идет о воспитании детей. И от того, как смогут построить эти отношения взрослые, будет зависеть и успех воспитания в целом. В рассказе «Цифры» очень красноречиво проиллюстрированы проблемы взаимоотношений между мальчиком Женей и взрослыми членами его семьи, описаны условия и причины возникновения конфликта. Первым на сцене событий появляется дядя, который, по сути, и ведет весь рассказ от своего имени. Он, конечно, нежно любит своего племянника Женю и поэтому принимает участие в процессе его воспитания. Дядю до глубины души трогает его «грустное личико», но мальчика он считает «большим шалуном», который порой не знает «удержу». Сердце у дяди большое и доброе, поскольку он с нежностью говорит о племяннике, когда тот «прижимается» к его плечу, обвивает ручками шею, целует и радуется ласковому слову так искренне, как может радоваться только ребенок. Еще один взрослый персонаж в рассказе – это бабушка. Она также любит внука и переживает, если тот не слушается. Именно она учит Женю хорошим манерам и делает замечания по поводу недостойного поведения. В конфликтной ситуации бабушка встает на сторону взрослых, хотя дается ей это нелегко. Она делает вид, что не слышит криков Жени, но ее сердце в этот момент «разрывается» от боли и сочувствия к ребенку, которого наказали, выгнав из комнаты. Сидя за столом, она «быстро стучала» чайной ложечкой по столу, а ее брови дрожали, выдавая сильное волнение бабушки. Она с трудом сдерживала себя, чтобы не побежать к внуку и не утешить его ласковыми словами и своими объятиями. Женя звал на помощь и бабушку, и маму, но тщетно. Образ мамы эпизодичен и размыт. Но мы понимаем из рассказа, что мама тоже пытается в строгости и любви воспитывать сына. Она первой делает ему замечание, когда ребенок начинает капризничать и шалить. Но Женя не обращает внимания на ее просьбу. В разгаре конфликта мы еще раз встречаем этот персонаж: она вяжет и делает вид, что не замечет истерики сына, оправдываясь тем, что называет своего ребенка «испорченным» и «избалованным». Автор указывает на то, что мама «пытается» выглядеть беспристрастной. Она «нахмурилась», ее тоже расстроило поведение сына, но она ничего больше не говорит об этом. Женя – мальчик доверчивый и очень любознательный. Для него взрослые – это источник новых знаний, а значит и новых радостей. Но он также и зависим от них: ему могут позволить, а могут и не позволить воплотить в жизнь свою мечту. Отказ дяди показать мальчику цифры вызывает вначале недоверие, а потом перерастает в неприятную конфликтную ситуацию. Женя пытается быть послушным, чтобы ему позволили получить желаемое, но добиться таким путем он ничего так и не получается. Тогда он начинает протестовать более радикально: капризы и стук ногами изо всех сил. Его нежелание слушаться и реагировать на замечания матери и бабушки доводит дядю и тот его наказывает мальчика, шлепнув его «с наслаждением». У Жени начинается истерика за дверью. Взрослые принимают решение не жалеть мальчика, не реагировать на его крики о помощи. Фактически, мы наблюдаем противостояние характеров: взрослые против маленького, обиженного ребенка. Взрослые считают, что ребенок играет «роль умирающего» специально, чтобы вызвать у них чувство жалости и сострадания. Наверняка, этим они и оправдывают свое поведение, чтобы излишне «не баловать» мальчика. Крики и плач ребенка продолжались долго, но потом он затих. Еще полчаса дядя выдержал паузу и только потом вошел к мальчику, сделав вид, что «по делу». В маленьком сердце осталась лишь злоба и обида на весь мир, но на дядю – в первую очередь. Он со злостью отвечает не только дяде, но и маме с бабушкой тоже, ведь за него никто так и не заступился, его все бросили, оставили один на один со своим горем. Последним взрослым, кто вел переговоры с мальчиком, была бабушка. Она стыдила Женю за его поведение и советовала попросить прощения у дяди, иначе он ничего не купит мальчику и не покажет заветные цифры. Такой поворот окончательно сломил волю ребенка, больше не было смысла упорствовать, ведь взрослые забирали самое святое – его мечту. Разбитый и подавленный, поздно вечером перед сном Женя просит прощения у дяди, для того, чтобы его не лишали радости. Он просит тихо, спокойно и вежливо, но дядя не торопится с ответом, выжидая паузу. Окончание рассказа оптимистичное и радужное – Жене дядя показывает заветные цифры и учит их рисовать на листах бумаги. Долгожданный мир приносит радость не только ребенку, но и взрослым. Дядя не скрывает, что его умиляет картина искреннего детского счастья. Гармония отношений между взрослыми и ребенком приносит в дом радость, покой и счастье.