«За» и «против»: Соня Мармеладова и Родион Раскольников

В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский изобразил два персонажа с помощью принципа контраста – на первый взгляд похожие, н

В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский изобразил два персонажа с помощью принципа контраста – на первый взгляд похожие, но все-таки две абсолютно разные личности. Это главный герой романа Родион Романович Раскольников, имеющий позицию «против» мира и существующего в нем порядка, и Сонечка Мармеладова, которой повезло в жизни не больше ,чем Раскольникову, но ее жизненная философия – это огромное «за» миру и всем живущим в нем людям. Бунт Раскольникова анархичный и индивидуалистичный. Эгоистической сущности его теории противопоставляется христианский гуманизм, альтруизм Сони. В романе «диалог» Сонечки и Родиона входит в «большой диалог», раскрывает смысл всего сочинения по закону полифонизма (многоголосия). «Преступление и наказание» называют полифоническим романом, потому что «голоса» персонажей звучат самостоятельно, но как будто каждый в одном ряду и с самым автором, «голос» которого не доминирует. В своем решении стать новым Наполеоном Раскольников идет до конца и обнаруживает неимоверную силу воли, потому что приходится выдержать грандиозный поединок с собственной совестью. После совершения двойного убийства Родион не чувствует облегчения, наоборот – моральные страдания, которые он переживает после преступления – страх быть пойманным, опустошенность - отнимают у студента все жизненные силы, ночью его преследуют жуткие сны. Не пробудившаяся совесть, а, скорее, мистическое понимание оторванности от человечества угнетает его. Родион четыре дня мучается в лихорадке, от которой так и не выздоравливает. В отличие от окружения он понимает, что его болезнь – не физической, а моральной природы, это плата за попытку стать «гением». Ценой неимоверных усилий Раскольников контролирует угрызения совести, но все они напрасны. Студент не в силах избавиться от стыда и ужаса, не дающих спокойно жить. Проверив свою теорию, он почувствовал себя ничтожеством, человеком «второго сорта», хотя пытался убедиться в собственной гениальности. Увы, причиной своего поражения юноша считает не абсурдность теории, а собственную «мягкотелость». В конце концов, Родион не выдерживает и сам идет в отделение сознаваться в преступлении, в надежде, что после этого растерзанная душа хоть немного успокоится. Весь этот нелегкий период студент переживает благодаря Сонечке Мармеладовой, которая, хоть и не смогла спокойно отнестись к жуткому поступку своего близкого друга, но старалась помочь ему стать на путь Добра, очиститься и открыть душу миру. Сонечка так же, как и Родион, «переступила», но переступила не через человека, а через себя, не против христианской морали, а с ней, не слушая упреков и сплетен. Мотивы, побудившие Соню ступить на путь греха, продиктованы святым чувством спасения больной мачехи и ее маленьких детей. Катерина Ивановна, получив деньги от падчерицы, всю ночь молится за нее, оплакивая ее «падение». Даже Раскольников оценивает поступок этой святой грешницы как великий подвиг самоотречения: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился» - говорит он, целуя ноги Сонечки. Похожая на ребенка в своей беззащитности и чистоте, «тихая» Соня противопоставляет антигуманному бунтарству Раскольникова свое понимание идеи преображения мира – каждый человек должен стать добрее, покорнее и ласковее. Достоевский не упрощает процесс «восстановления человека» внутри Раскольникова, показывает сначала, что даже после суда и приговора, в Сибири, в тюрьме и на каторге он так и не увидел в своем поступке «особенно страшной вины» и утешался циничными мыслями, что через восемь лет, когда его освободят, ему будет только тридцать два. Постепенно, анализируя свои поступки, мысли, анализируя ужасный и пророческий сон о «мировой язве», которая была спровоцирована «трихинами», микробами распущенности и забвения гуманистических духовных традиций, Раскольников чувствует себя готовым к возрождению. В романе изображен только первый этап «чуда» восстановления личности Родиона, которое происходит под благотворным влиянием любви Сонечки, в сиянии и тепле ее жертвенной любви и понимания. Финал романа открыт, нам остается только догадываться, что случилось с героями дальше. Но нет никаких сомнений, что в душе Родиона нашлось место для вечных человеческих ценностей, ее «ренессанс» обязательно состоится. И тогда появится еще один человек, способный любить весь мир, дарить счастье другим, а, значит, и самим стать счастливым, «гениальным».