Отбор материала, необходимого для раскрытия темы
Отбор материала, необходимого для раскрытия темы

Демонстрирование знаний внепрограммных произведений в сочинении – еще один путь к получению высокого балла на экзамене. В сочинении необходимо выделить как минимум один абзац для отсылки к произведениям других авторов, которые развивал аналогичную идею. Опорных произведений должно быть не более двух. Выбрав для сочинения стихотворение А. С. Пушкина «Памятник», вы без труда сможете отобрать опорный материал, который поможет в полном раскрытии темы.


Примеры других произведений

Интертекстуальность – наличие связей между литературными произведениями, которые могут проявляться явно или неявно. Стихотворение «Памятник» Александра Пушкина стало откликом на шедевр Гаврилы Державина, а несколькими веками раньше – Горация. Римский поэт начал традицию увековечения поэтического наследия в своей тридцатой оде «К Мельпомене», которую впоследствии продолжили классики русской литературы. Рассуждая на тему «Проблема цели и задач поэтического творчества» на примере «Памятника» Пушкина, стоит упомянуть и произведения его предшественников.


Личное отношение к проблеме

В сочинении-рассуждении главное место отводится мыслям учащегося, который должен не только проанализировать стихотворение, но и высказать собственное мнение. Вы можете соглашаться или спорить с поэтом, главное – чтобы ваши доводы были подкреплены аргументами. Следует вести повествование от первого лица и не забывать использовать конструкции «я считаю», «мне кажется», «по-моему». Подобный прием будет свидетельствовать тому, что вы действительно углубились в проблему.


Осмысление проблематики сочинения

Понимание многих стихотворений упрощается за счет того, что основная идея кроется в самом начале. Пушкин и его предшественники в первой строфе выдвигают тезис и далее развивают его по мере повествования. Авторы используют метафорический язык для раскрытия проблемы целей и задач поэтического творчества, поэтому вам важно установить, где слова несут в себе прямой смысл, а где переносный. В стихотворении памятник – это не каменный постамент, а увековечение таланта поэта в памяти потомков.


Проблема цели и задач поэтического творчества в стихотворении «Памятник» А. С. Пушкина


Литературные гении каждого столетия творили свои шедевры в соответствии с ожиданиями читателей. Они соблюдали актуальный стихотворный размер, рифму и форму произведения – все менялось, но насущные проблемы оставались прежними. Немудрено, что по мере развития литературы писатели ставили перед собой разные цели и задачи, но неизменной оставалась воспитательная функция стихотворений. В доказательство этого мне хочется вспомнить слова малоизвестного поэта Сергей Пономарева: «Чтобы наполнить душу светом, из жизни вытеснить грехи» - вот для чего нужны стихи.


Проблема цели и задач поэтического творчества была актуальна в прошлом столетии, Средневековье и в Античности. Писатели прилагали все усилия для написания бессмертных произведений, которые будут цитироваться потомками через тысячи лет. Поэзия помогала развиваться людям духовно, не сдаваться перед жизненными трудностями, любить и делиться этой любовью с остальными.


В стихотворении «Памятник» Пушкин уточняет свои заслуги перед народом: он пробуждал у людей «чувства добрые» своей лирой, в «жестокий век» восславил Свободу, «милость к падшим призывал». Поэт верит, что о его славе будут знать не только в краях, где он вырос, но и в Финляндии, Калмыкии, Иркутске. Люди, выросшие на творчестве Пушкина, отличаются своим отношением к действительности и обладают лучшими человеческими качествами, а главное – пытаются мыслить и чувствовать, как великий поэт.


Я считаю, что литература – это основа жизни, ведь именно через нее мы узнаем о насущных проблемах, взглядах на мир и извечных философских спорах. Этот вид искусства доступен каждому для понимания, но творцами становятся только истинные писатели, такие как Александр Пушкин. Его скромное желание остаться в памяти потомков нельзя счесть за гордыню или тщеславие, поскольку при жизни поэт выполнил свою задачу, за что и должен быть вознагражден посмертно.


Пушкин заявляет, что он «памятник себе воздвиг нерукотворный» и имеет в виду вовсе не каменную глыбу, а признание его как поэта на долгие века. Произведения таких писателей, как он, существуют вне времени, поскольку нравственные проблемы, которые он в них поднимает, остаются актуальными всегда.


К теме назначения поэта и поэзии обращались и творцы былых столетий. Гаврила Державин создал «Памятник» несколькими десятилетиями ранее, будучи восхищенным одой «К Мельпомене» римского писателя Горация. Именно с него зародилась идея воздвигать нерукотворные, вечные, чудесные памятники. Пушкин в качестве эпиграфа к своему стихотворению выбрал латинскую фразу «Exegi monumentum» - этими словами начинается произведение Горация.


Главная задача поэтов – воспевать справедливость и научить людей жить по совести. Благодаря произведениям классиков у нас в стране подрастает образованное поколение, и я считаю, что за эту заслугу Пушкин, Державин и Гораций действительно получили признание на многие века.