Способы сужения темы в классицистической комедии
Способы сужения темы в классицистической комедии

Русские писатели восемнадцатого века создавали свои произведения в духе классицизма. Это направление в искусстве было образцовым. Писатели ориентировались на наследие предшественников и в своих произведениях поднимали проблемы образования и служения государству. Однако даже в таком идеальном, на первый взгляд, обществе водились так называемые недоросли, которые не годились ни в одном деле.


Особенности характеров персонажей

Строгое разделение героев на положительных и отрицательных – один из главных признаков классицистических драм. Писатели неслучайно выбирали им говорящие фамилии, которые служили лучшей характеристикой их поступков. В сочинении следует не только указать этот признак, но и подтвердить его репликами персонажей.


В комедии «Недоросль» госпожа Простакова, Скотинин, Вральман – отрицательные герои, которые к вопросам просвещения относятся с неприязнью. Последний из них, нанятый недорослю Митрофану в учителя, сам неохотно занимается своим ремеслом. Положительные герои – Стародум, Милон, Правдин противостоят неучам и являются носителями добродетели.


Постановка проблемы

В драматических произведениях с большим количеством героев, как правило, автор поднимает несколько проблем. На фоне социально-политического конфликта в «Недоросли» Фонвизин рассматривает нравственный конфликт, усиливает диссонанс между старшим и младшим поколением. Если тема сочинения звучит как «Проблема воспитания подрастающего поколения», вас следует делать упор на последние два конфликта, но одновременно с этим указать и другие проблемы. Так вы продемонстрируете экзаменационной комиссии великолепное знание содержания произведения.


Цитирование реплик героев

Заслуга многих классиков литературы состоит в том, что они создали бессмертные образы, которые запомнились и полюбились читателям своими репликами, впоследствии ставшими крылатыми фразами. Девиз комедии Фонвизина – «не хочу учиться, а хочу жениться», звучит из уст неуча Митрофанушки. Герои сами себя выдают своим поведением, и автор мастерски использует обличительную сатиру, благодаря чему его пьеса считается высоким классицистическим произведением.



Проблема воспитания подрастающего поколения в комедии «Недоросль»


Извечный конфликт отцов и детей нашел свое отражение в литературе задолго до появления произведений авторов золотого века. В классицизме молодое поколение дворянского сословия чаще всего изображается необразованным и безынициативным. Из всех литературных персонажей мне запомнился неуч Митрофанушка из комедии Дениса Фонвизина «Недоросль», но больше всего меня поразило то, что к просвещению без интереса относятся не только молодые люди, но и представители старшего поколения.


Семейство Простаковых, узнав о большом наследстве красавицы Софьи, решает женить на ней своего сына Митрофана. Девушка образована и воспитана, и чтобы юноша стал ей достойным мужем, ему нанимают учителей географии, арифметики и грамматики. Однако Митрофанушка неохотно поддается обучению и заявляет: «не хочу учиться, а хочу жениться». Он выступает собирательным образом всех отрицательных качеств помещичьих отпрысков.


Госпожа Простакова неодобрительно относится к просвещению и желает дать образование сыну для видимости. Она хвастается липовыми успехами Митрофана перед Стародумом, дядей Софьи, когда как сам горе-сынок за три года обучения даже не научился читать. Сама Простакова тоже неграмотна и разделяет точку зрения лже-учителя Вральмана, поэтому презрительно относится к арифметике: «Денег нет — что считать? Деньги есть — сочтем и без Пафнутьича хорошохонько».


В поместье Простаковых все невежды: Скотинин «отроду ничего не читывал», а Простакова горазда лишь на бранные слова. Митрофанушку, прожившего в такой среде все шестнадцать лет, невозможно перевоспитать, и пока его родители слепы и глухи к просвещению, он будет оставаться недорослем.


Я считаю, что общество, которое изображается в комедии, не имеет будущего, и пьеса была бы безнадежна, если автор не направил проблему воспитания подрастающего поколения в другое русло и не изобразил молодежь иного сорта. Софья и Милон хорошо воспитаны, благородны и умеют жить по чести. О вопросах просвещенности Державин говорит устами Стародума: «Невежа без души — зверь». Именно от таких людей заботливый дядя пытается огородить Софью.


Проблема воспитания подрастающего поколения обостряется в конце пьесы, когда Митрофанушка грубит матери и просит ее «отвязаться», из-за чего та падает в обморок. Наверняка Простакова позже поймет, что вырастила бездушного зверя, но ее недоросля не исправит ни женитьба, ни образование.


Комедия является высоким классицистическим произведением, в котором автор на фоне социально-политического конфликта поднял нравственные проблемы, направленные на воспитание в подрастающем поколении чувства патриотизма, достоинства, чести и стремления к просвещению. Чтобы не стать похожими на недоросля Митрофанушку, мы должны ценить и уважать родителей, а главное – не быть равнодушными к учению и вкушать все труды, доставшиеся нам от предшественников.