Возможность рассуждения в сочинении на философскую тематику
Возможность рассуждения в сочинении на философскую тематику

Выбрав сочинение на философскую тему, вы имеете возможность не только проанализировать взгляд писателя на актуальную проблему, но и выдвинуть собственные аргументы. В этой категории важно рассмотреть конфликт на уровне собственного мировоззрения, и ваши доводы будут высоко оценены.


Извечная борьба внутреннего и внешнего мира человека может стать отличным поводом для рассуждения в сочинении на тему «Проблема взаимоотношений человека и мира» на примере стихотворения Ф. И. Тютчева «Silentium!». Обратитесь к другим стихотворениям писателя, написанным в этот период времени, найдите общие черты или проанализируйте одноименное произведение Осипа Мандельштама, что даст вам возможность рассуждать, углубляясь в проблему взаимоотношений человека и мира – внешнего и внутреннего. Используйте биографические факты, чтобы связать проблему стихотворения с жизнью писателя. В одном сочинении вам разрешается обратиться к двум опорным произведениям.


На мгновение вы сможете представить себя великим философом, позаимствовав чью-либо идею или выдвинув свою. Сочинение на философскую тематику – возможность излагать поток собственных мыслей на бумаге, подкрепляя их цитатами из художественного произведения автора. Вы останетесь в выигрышном положении перед экзаменационной комиссией, поскольку без опаски сможете выразить собственное отношение к проблеме и имеете все шансы быть понятыми.


Рассуждение в сочинении на философскую тематику – несложная задача для школьников с неординарным мышлением, однако, выбрав для сочинения стихотворение, важно заметить динамику чувств лирического героя и фиксировать собственные рассуждения строго в соответствии с последовательностью мыслей автора.


Стихотворные жанры лучше остальных позволяют понять и углубиться в переживания лирического героя, а наличие тропов и других средств художественной выразительности зачастую позволяют раскрыть мысль гораздо глубже, благодаря чему проза уступает поэзии.


Наличие риторических фигур – вопросов, восклицаний и умолчаний являются призывом к размышлению и требуют от вас ответов, из которых и будет складываться рассуждение.

Последовательность изложения мыслей – главная цель, которую должен преследовать кандидат на «зачет» в сочинении.

  • пронумеруйте строфы и понаблюдайте, как автор пытается решить проблему в стихотворении;

  • при цитировании строфы указывайте ее номер, чтобы для вас стало очевидным, какие мысли преобладают в начале, середине и концовке стихотворения.


Проблема взаимоотношений человека и мира в стихотворении «Silentium!»

Извечно человек задавался вопросами: «как жить в гармонии с самим собой», «как не нарушить душевного равновесия» и «как быть понятым», чтобы не возникало диссонанса с миром внешним и внутренним. Федор Тютчев был одним из самых загадочных поэтов девятнадцатого столетия: дипломатическая служба за границей, тайные связи с женщинами во время брака – все это послужило толчком к злословию и клевете со стороны людей, наблюдающих за жизнью поэта. Разочаровавшись в действительности, Тютчев углубляется в самого себя и пишет стихотворение дидактического характера «Silentium!», в котором поднимает проблему взаимоотношений человека и мира.


Главная мысль стихотворения заключается в его названии: в переводе с латыни слово означает «молчание». В первых двух строфах автор призывает читателя скрывать свои чувства и грезы от общественности. Место для них – «в душевной глубине», где они безмолвно встают и заходят, словно звезды.


Нередко человек остается непонятым из-за неумения сформировать свои доводы и поделиться ими с собеседником, что может стать причиной к осуждениям и насмешкам. С шестой по девятую строфу автор задает три риторических вопроса и находит ответ, что «мысль изреченная есть ложь». Нередко мы сами заходим в тупик от невозможности высказать словами своим мысли, и я считаю, что стоит внимать призыву Тютчева молчать и жить в гармонии с внутренним миром и не открываться миру внешнему.


Душа человека глубока и бесконечна, как космос, и для ее познания может не хватить жизни, поэтому так важно заниматься самосовершенствованием, а не тратить пустые усилия на материальную действительность. В четырнадцатой и пятнадцатой строфе автор уверяет, что в душе каждого человека находится мир «таинственно-волшебных дум», и чтобы он не был разрушен, важно внимать пенью собственной души и не обращать внимания на наружный шум.


Мысль Тютчева спустя несколько десятилетий продолжает Осип Мандельштам, утверждая, что предшественником Слова была Тишина. В своем одноименном стихотворении «Silentium» автор желает вернуть своему внутреннему миру непоколебимое состояние: «да обретут мои уста первоначальную немоту».


Творческие люди воспринимают мир вокруг них как нечто быстротечное и порочное, поэтому ищут все попытки углубиться в себя и рассуждают о вечных истинах. Самосовершенствование – самое главное, чем должен заниматься человек, поэтому я считаю, что для жизни в гармонии с внешним миром людям нужно познать все стороны своей души.