Выбираем главную мысль для своего сочинения
Выбираем главную мысль для своего сочинения

Если вы выберете роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» для написания сочинения на тему «Проблема отцов и детей», то, конечно же, не прогадаете. В этом произведении Тургенев описал конфликт поколений с разных ракурсов. И какую бы точку зрения вы не взялись отстаивать в своем сочинении, вы обязательно найдете подходящий аргумент в «Отцах и детях».

Как можно осветить проблему отцов и детей на примере романа Тургенева?

Для начала нужно определиться с точкой зрения, которую вы будете отстаивать в своем сочинении. Отнестись к этому стоит очень серьезно, потому что ваше мнение должно соответствовать ряду параметров:

  1. Соответствие теме.

Вы можете быть на стороне отцов или детей, можете вообще не соглашаться с существованием проблемы. Но самое главное – в вашем сочинении обязательно должно быть обозначено существование конфликта поколений.

Соответствие вашего сочинения заданной теме будет одним из самых главных критериев его проверки.

  1. Возможность рассуждать.

Выбирайте такую тему сочинения, на которую вы способны рассуждать. Помните, что вам нужно будет отстаивать свое мнение, подкреплять его примерами, приводить различные доводы.

  1. Наличие примеров в произведении.

На выбранную вами точку зрения в произведении должно найтись несколько примеров, подтверждающих её. Они станут иллюстрациями к вашим тезисам-аргументам.

  1. Существование других произведений, которые можно привести в качестве примера.

Этот пункт желателен, но необязателен.

Будет здорово, если вы покажете свои читательские предпочтения и возможность рассуждать с помощью пары примеров из других литературных произведений. При этом не стоит вспоминать сразу десяток других прочитанных книг.

Помимо опорного произведения, в сочинении можно осветить еще две прочитанных вами книги.

Пример

В примере сочинения на тему «Проблема отцов и детей по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» автором принял нейтральную сторону и продемонстрировал, что в вечном конфликте между поколениями нет правых и виноватых. Отсутствие взаимопонимания – закон жизни.

Столкновение взглядов людей старшего и более молодого поколения – извечная жизненная проблема. Поколение «отцов» не понимает и не принимает взгляды «детей», и наоборот. Так было, и так будет всегда. Доказательство этому мы можем встретить в литературе.

Например, в романе «Отцы и дети» И.С.Тургенева этот конфликт выражается в спорах Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова.

Автор проводит мысль о том, что конфликт между отцами и детьми – это не только столкновение нового и старого мировоззрения, но и противоречия в образе жизни, отношении к труду, к достижениям науки и искусства. Разные поколения никогда не смогут прийти к какой-либо общей точке зрения. Так, Базаров в изображении автора – человек труда: он постоянно чем-то занят, много читает. Его жизненная философия сводится к основному постулату: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Создавая портрет этого персонажа, И.С.Тургенев акцентирует внимание на такой детали, как его руки (большие, красные, натруженные).

На примере образа Кирсанова автор продемонстрировал консервативное мышление поместных дворян. В романе подчеркивается его неуместная для деревенской жизни педантичность в манере одеваться (накрахмаленные воротнички) и говорить («принсип», «эфти»). Обращают на себя внимание его руки: ухоженные, белые, с длинными розовыми ногтями.

Используя прием противопоставления, И.С.Тургенев неоднократно подчеркивает резкий контраст между этими двумя героями.

Старшее поколение не может смириться с тем, что их представления об окружающем устарели, что общество нуждается в переменах. Павел Петрович не представляет жизни без «авторитетов», не приемлет социальных преобразований, о которых говорит Евгений Базаров. Писатель подчеркивает категоричность Кирсанова, нежелание рассмотреть иную точку зрения. С другой стороны, Базаров также решителен в своих суждениях и агрессивен к своему оппоненту.

Я думаю, что разногласия между ними – это закон жизни, помогающий сохранять равновесие. Таким образом «отцы» охраняют накопленный опыт, а «дети», стремясь сделать что-то совершенно новое, получают новые знания, которые потом так же будут охранять от молодого поколения.