Песня про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца КалашниковаВариант 2

Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Москва. Кремль. Уже белокаменный. Царская трапезная. За трапезой Иван IV Грозный. Позади, за спиной царя, стольники. Супротив — князья да бояре. По бокам — охрана, опричники. Царь Иван Васильевич в преотличнейшем настроении. Ну, чем не повод превратить будничную трапезу в маленький, для своих, праздник? Открывая пированьице «в удовольствие своё и веселие», Грозный повелевает стольникам нацедить для опричнины заморского, сладкого, из царёвых запасов вина. Сам же зорко следит, как пьют его верные слуги, ведь винопитие — ещё и испытание на лояльность. Однако и удалые бойцы не лыком шиты: пьют как положено, пьют — царя славят, вино сладкое по губам течёт. Иван доволен, но вдруг замечает, что один из них, из опричников, к золотому ковшу с золотым вином не притрагивается. Узнав в нарушителе дворцового этикета своего любимца Кирибеевича, грозно отчитывает его: «Неприлично же тебе, Кирибеевич,/ Царской радостью гнушатися,/ А из роду ты ведь Скуратовых,/ И семьёю ты вскормлен Малютиной!..» Кирибеевич, лукавый и ловкий, как бес, разыгрывает перед царём, для него персонально, душещипательную сцену. Потому, мол, не пью — в золочёном ковше не мочу усов, — что до страсти влюбился в красавицу, а она от меня, недостойного, как от нехристя, отворачивается, полосатою фатою закрывается. Узнав, что зазноба его выдвиженца всего лишь купеческая дочка, Иван Васильевич смеётся: мол, возьми перстенёк мой яхонтовый, прикупи ожерелье жемчужное и пошли дары драгоценные ты своей Алене Дмитриевне. Сладишь дело — на свадьбу зови, ну, а прежде свахе покланяйся... Перехитрил-таки Малютин выкормыш самого Ивана Четвёртого! И не врал ему вроде бы, все, как есть, на духу рассказывал, только правду последнюю при себе оставил: не поведал про то, что красавица «В церкви Божией перевенчана,/ Перевенчана с молодым купцом/ По закону нашему христианскому». Свахе покланяйся? Без свах обойдёмся! Главное — царь на его стороне. Да и сам он недаром в опричнине, здесь законникам делать нечего! Гостиный двор. Шёлковая лавка купца Калашникова. За прилавком — хозяин. Пересчитывает деньги, разглаживает товар. Дела у Степана Парамоновича идут успешно. А то, что сегодня баре богатые в его заведение не заглядывают, к деликатному товару не прицениваются, так ведь день на день не приходится. Но вот уж и вечер, зима, рано темнеет, гостиный двор давно опустел, пора и ему домой, к молодой жене, к милым деточкам. Хорош у Калашниковых дом — высок, ладен, под стать хозяину. Да уж ежели с утра не везёт, так обязательно до ночи. Думал: деточки почивают, а они плачем плачут! Думал: жена ненаглядная его ужином на белой скатерти встретит, а её и дома-то нету! Сильно волнуется Степан Парамонович, спокойный он мужчина, выдержанный, а волнуется: снег, метель, мороз, темень — уж не случилось ли чего с Аленой Дмитриевной? Ох, случилось, случилось, и страшное! Опозорил её Кирибеевич! И не где-нибудь, посередь улицы, словно тать, как зверюга, набросился, целовал, миловал, уговаривал! На глазах у соседей разбойничал. Те смеялись и пальцем показывали: мол, что деется, ну и бесстыжие! Поверив, хотя и не сразу, что жена говорит ему правду, Степан Парамонович решает не откладывать дело в долгий ящик, благо обстоятельства складываются удачно. Завтра на Москве-реке — кулачные бои, и по случаю праздника — при самом царе. А где царь, там и псарня опричная. Вот и выйдет он тогда на опричника. Будет насмерть биться — до последних сил. Не осилит, так, может, братушки, может, младшеньких Бог и помилует, подсобит одолеть проклятого. И они, младшенькие, не подводят своего «второго отца». Сначала слегка, по-житейски, не слишком довольные тем, что Степан повыдёргивал их из покойных постелей, узнав, что случилось с дорогой их снохой, дают честное купеческое слово: «Уж тебя мы, родного, не выдадим». Берег Москвы-реки. Раннее утро. Зрители ещё подтягиваются, но царь со свитою (бояре, дружина, опричнина) уже тут. Первым, как и предвидел Калашников, выходит на ринг Кирибеевич. Возбуждённый вчерашней «победой», он так агрессивен и так уверен в себе, что никто из его обычных противников не трогается с места. Вот тут-то, раздвинув толпу, и появляется Степан Парамонович. Кирибеевич, слегка удивлённый (он-то сразу сообразил, что перед ним — новичок), предлагает простофиле представиться, чтобы знать-де, по ком панихиду служить. Разумеется, это шутка: биться до смерти он явно не собирается. Не тот случай. Да и царь-государь смертные исходы на кулачных ристалищах не одобряет. И только сообразив, что противник — законный муж Алены Дмитриевны, теряет самообладание. От недавнего куража и следов не осталось. И все-таки — он, первый кулак царской опричной команды, чуть было не погубивший Степана Парамоновича удар, промеж рёбер, поддых, предательски-подлый, наносит именно он. С трудом поднявшись, но моментально собравшись (минуту назад — почтенный купец, а в момент удара удалой боец), Калашников сваливает своего недруга замертво. Грозный, как опытный болельщик, видит, что оба поединщика работают не по правилам хорошей игры: по правилам ни поддых, ни в висок целить (специально) не полагается, и на правах судьи спрашивает убийцу: нехотя или по воле укокошил он слугу его верного, а если по воле, то за что и про что. На второй вопрос Степан Парамонович Калашников, естественно, ответить не может, а на первый отвечает сразу: «Я убил его вольной волею». Поражённый его искренностью (мог бы сослаться на неопытность, всем видно, что новичок), Иван Васильевич, играя лучшую из своих ролей — царя Грозного, но Справедливого, хотя и отправляет Калашникова на плаху, обещает исполнить предсмертную его просьбу: не оставить царскою милостью осиротевшее семейство. И, как ни странно, выполняет обещание! Алене Дмитриевне и сиротам — казённое содержание, а братьям Калашниковым — беспрецедентное право: «торговать безданно, беспошлинно» «по всему царству русскому широкому».

Все произведения Лермонтов М.Ю.:


Автор:Лермонтов М.Ю.

Произведение:Герой нашего времениВариант 1

Лермонтов М.Ю.

Герой нашего времени “Эта книга испытала на себе еще недавно несчастную доверчивость некоторых читателей и даже журнало

Краткое содержание произведения: Герой нашего времениВариант 1 | Автор: Лермонтов М.Ю.
Автор:Лермонтов М.Ю.

Произведение:Герой нашего времениВариант 2

Лермонтов М.Ю.

Герой нашего времени Герой нашего времени 30-е годы прошлого века. Завоевание Кавказа, знавшее при Алексее Петровиче Е

Краткое содержание произведения: Герой нашего времениВариант 2 | Автор: Лермонтов М.Ю.
Автор:Лермонтов М.Ю.

Произведение:Герой нашего времениВариант 3

Лермонтов М.Ю.

Герой нашего времени Бэла Повествование ведется от имени автора. Автор едет на перекладных из Тифлиса. В дороге знаком

Краткое содержание произведения: Герой нашего времениВариант 3 | Автор: Лермонтов М.Ю.
Автор:Лермонтов М.Ю.

Произведение:Демон восточная повесть

Лермонтов М.Ю.

Демон: восточная повесть С космической высоты обозревает «печальный Демон» дикий и чудный мир центрального Кавказа: как

Краткое содержание произведения: Демон восточная повесть | Автор: Лермонтов М.Ю.
Автор:Лермонтов М.Ю.

Произведение:Кавказский пленникКавказский пленник

Лермонтов М.Ю.

Кавказский пленник В ауле, где вечером на порогах сидят черкесы и говорят о своих битвах, появляется всадник, тащащий н

Краткое содержание произведения: Кавказский пленникКавказский пленник | Автор: Лермонтов М.Ю.
Автор:Лермонтов М.Ю.

Произведение:МаскарадВариант 1

Лермонтов М.Ю.

Маскарад Действие начинается за карточным столом. Князь Звездич, Казарин и Шприх мечут банк и понтируют. Входит Арбенин

Краткое содержание произведения: МаскарадВариант 1 | Автор: Лермонтов М.Ю.
Автор:Лермонтов М.Ю.

Произведение:МаскарадВариант 2

Лермонтов М.Ю.

Маскарад Евгений Александрович Арбенин, человек не первой молодости, игрок по натуре и по профессии, разбогатев на карт

Краткое содержание произведения: МаскарадВариант 2 | Автор: Лермонтов М.Ю.
Автор:Лермонтов М.Ю.

Произведение:МцыриВариант 1

Лермонтов М.Ю.

Мцыри Немного лет тому назад Там, где сливался, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагви и Куры, Был монаст

Краткое содержание произведения: МцыриВариант 1 | Автор: Лермонтов М.Ю.
Автор:Лермонтов М.Ю.

Произведение:МцыриВариант 2

Лермонтов М.Ю.

Мцыри Мцыри. Поэма (1840), в сокращении. Краткое содержание. Мцхет — древняя столица Грузии, основанная там, «где, сл

Краткое содержание произведения: МцыриВариант 2 | Автор: Лермонтов М.Ю.
Автор:Лермонтов М.Ю.

Произведение:МцыриВариант 3

Лермонтов М.Ю.

Мцыри Картина развалин монастыря в Грузии. Русский генерал везет с собой пленного ребенка лет шести «из гор к Тифлису».

Краткое содержание произведения: МцыриВариант 3 | Автор: Лермонтов М.Ю.
Автор:Лермонтов М.Ю.

Произведение:МцыриВариант 4

Лермонтов М.Ю.

Мцыри Русский генерал направляется в Тифлис и везет с собой захваченного у горцев мальчика лет шести. Ребенок тяжело пе

Краткое содержание произведения: МцыриВариант 4 | Автор: Лермонтов М.Ю.
Автор:Лермонтов М.Ю.

Произведение:Песня про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца КалашниковаВариант 1

Лермонтов М.Ю.

Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!

Краткое содержание произведения: Песня про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца КалашниковаВариант 1 | Автор: Лермонтов М.Ю.
Автор:Лермонтов М.Ю.

Произведение:Тамбовская казначейша

Лермонтов М.Ю.

Тамбовская казначейша Это при царе Алексее Михаиловиче в степные сии края ссылали бродяг да фальшивомонетчиков, а как п

Краткое содержание произведения: Тамбовская казначейша | Автор: Лермонтов М.Ю.