Не все коту масленница

Не все коту масленница Дарья Федосёевна Круглова, вдова купца, 40 лет. Агния, ее дочь, 20 лет. Ермил Зотпыч Ахов, богатый купец, лет 60. Ипполит, его приказчик, лет 27. Малапья, кухарка Кругловой. Феона, ключница и дальняя родственница Ахова. Сцепа первая: Агния рассказывает матери, как познакоми-лась с Ипполитом (он встречает ее в городе, провожает до дома, затем начинает по десяти раз на дню проходить мимо окон Круг-ловых, так что Агния просто вынуждена пригласить его в дом). Агния вообще пользуется у матери почти неограниченной сво-бодой, та не принимает решения за дочь. Маланья сообщает, что видела Ахова, который просил передать, что навестит Круг-ловых. Круглова не знает, почему Ахов стал часто навещать их, думает, что ему нравится Агния, но дочь уверяет, что купец по-ложил глаз на саму Круглову. Та сетует на то, что богатого че-ловека приходится принимать даже тогда, когда тебе совсем не хочется, потому что "не скажешь миллионщику: поди вон!" Под окном ходит Ипполит, все не решается зайти. Агния пригла-шает его в дом. Ипполит робок, боится, что Круглова выгонит его. Агния ободряет его. Ипполит крайне запутанно пытается сказать ей о своих чувствах, берет вышитую Агнией закладку для книги (которую она не хочет отдать, хотя сама признается, что вышивала для него). Когда Агния пытается отнять заклад-ку, Ипполит, изловчившись, целует девушку. Агния возмуща-ется. Ипполит принимается говорить о своих перспективах (что со временем он тоже выбьется в люди, избавится от своей зави-симости от Ахова). Входит Круглова, возмущается не тем, что дочь целуется с молодым человеком, а тем, что делает это втай-не от матери. Ипполит всю сцену объяснения стоит тихонько в стороне. Приезжает Ахов. Он выставляет вон Ипполита, упре-кает Круглову за то, что она не сделала этого сама (потому что приказчику неприлично присутствовать в том же обществе, что и хозяину). Агния кричит вслед Ипполиту, что ему стыдно тру-сить. Ахов кичится своим богатством, в каждой его фразе скво-зит высокомерие и стремление поставить окружающих "на по-добающее место", т. е. неизмеримо ниже, чем Ахов. После того как гость уходит, мать и дочь обсуждают Ахова и Ипполита. Кругловой жаль молодого приказчика, а Агния уважает силу, а слабость в мужчине презирает. Они сравнивают обоих мужчин. С точки зрения Агнии решительность и деньги Ахова с лихвой перевешивают доброту и молодость Ипполита. Сцена вторая: К Кругловым заходит Феона, которая рас-сказывает, как все в доме Ахова мучаются от его самодурства. Ахов выжимает из работников все соки, платит мало, ругает. Сын уехал из дома к теще, потому что Ахов постоянно попре-кал его наследством. Второй сын, Гриша, пьет, дебоширит, по-стоянно кается перед отцом, потихоньку сходит с ума. Сам Ахов мало понимает в делах, а потому всем реально управляет Ип-полит. Круглова говорит, что хотела бы выдать Агнию за Ип-полита. Сама она была замужем "за хозяином", но муж точно так же мучил ее всю жизнь, промотал деньги и оставил ее с до-черью в бедности. Круглова сообщает Агнии, что она понрави-лась Ахову. Та отвечает, что ей все равно, она может и за Ахова выйти замуж, ее не пугает ни его возраст, ни его жестокость. Появляется Ипполит. Круглова заявляет ему, что ему необхо-димо вырваться из зависимости от Ахова и стать самостоятель-ным. Агния также повторяет, что уважает только сильных, что не станет жалеть Ипполита (как он того хочет), а выйдет за него, только если он докажет ей, что реально что-то из себя представ-ляет (т.е. достанет денег). Приезжает Ахов, и Ипполит объяв-ляет, что собирается "начинать войну с хозяином". Наедине с Агнией Ахов фактически делает ей предложение, сулит наря-ды, "тысячные" подарки, советует жить в боязни матери и мужа. Агния на все отвечает шутя, уверяет, что молодые прежде ста-риков умирают, а девушки, вышедшие за стариков, не знают ни горя, ни заботы, а только наряжаются. Ахов хвалит Агнию за ум и прозорливость, говорит Кругловой, что ей привалило сча-стье (сватовство Ахова к ее дочери). Круглова интересуется у Агнии, не рассказывал ли ей Ахов, сколько плакала его покой-ная жена. Ипполит с ножом отправляется в дом к Ахову. Сцепа третья: Ипполит сообщает Феоне, что если Ахов не отдаст ему причитающиеся ему деньги (тысяч пятнадцать), то он зарежется. Феона решает, что и Ипполит, подобно Грише, сходит с ума. Ахов просит Феону отнести Агнии дорогой пода-рок и настойчиво повторяет, чтобы та подчеркнула дороговиз-ну подношения и щедрость дарителя, Ипполит предстает пе-ред Аховым. Он выпил коньяку и держится смело. Он напоми-нает хозяину, что тот сулил повысить ему жалованье. Ахов ве-дет себя так, как будто впервые об этом слышит. Ипполит дос-тает нож, заявляет, что покончит с собой прямо в доме Ахова, и тот будет иметь массу проблем. Ахов долго торгуется, но, в кон-це концов, отдает пятнадцать тысяч. Он просит, чтобы Иппо-лит хотя бы поклонился ему, но тот отказывается, поскольку получает не милостыню, а заработанные деньги. Ахов говорит, что ему 'эта непокорность тяжелее, чем эти самые пятнадцать тысяч". Сцена четвертая: Круглова и Агния в замешательстве. Они должны принять решение, выходить ли Агнии замуж за Ахова, отвалившего дорогой подарок. Агния, ссылаясь на свою неопыт-ность, перекладывает ответственность на мать. Приезжают Ахов и Ипполит. Ради смеха Ахов предлагает посадить Ипполита и Агнию рядом, как жениха и невесту. Круглова соглашается выдать дочь за Ахова, только если тот даст ей подписку уме-реть через неделю после свадьбы. Ахов призывает "нищих" оду-маться. Ипполит отдает Кругловой деньги "на сохранение". Та объявляет, что охотно отдаст дочь замуж за Ипполита. Ахов го-ворит, что даже сердиться не может на них, потому что с них "и взять-то нечего" и они настоящего порядка не знают. Чтобы сгладить обиду, ему нанесенную, Ахов предлагает Кругловой обеспечить Агнии богатое приданое и сыграть шумную свадь-бу, если молодые в свадебном наряде выметут метлами его двор на гладах у гостей. Круглова отказывается отдать дочь на позо-рище, даже если Ахов ее озолотит. Ахов возмущается тем, что в мире совсем не стало никакого порядка и бедные гордятся, вме-сто того чтобы валяться у него в ногах. Круглова отвечает по-словицей: "Не все коту масленица, бывает и великий пост".

Все произведения Островский А.Н.:


Автор:Островский А.Н.

Произведение:Бедность не порок

Островский А.Н.

Бедность не порок Бедность не порок Действие происходит в уездном городе, в доме купца Торцова, во время Святок. Дейс

Краткое содержание произведения: Бедность не порок | Автор: Островский А.Н.
Автор:Островский А.Н.

Произведение:Без вины виноватые

Островский А.Н.

Без вины виноватые Действие происходит во второй половине XIX в., в губернском городе, в небогатой квартире на окраине.

Краткое содержание произведения: Без вины виноватые | Автор: Островский А.Н.
Автор:Островский А.Н.

Произведение:БесприданницаВариант 1

Островский А.Н.

Бесприданница Драма в четырех действиях ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Харита Игнатьевна Огудалова, вдова средних лет, одета изя

Краткое содержание произведения: БесприданницаВариант 1 | Автор: Островский А.Н.
Автор:Островский А.Н.

Произведение:БесприданницаВариант 2

Островский А.Н.

Бесприданница Действие происходит в большом вымышленном городе на Волге — Бряхимове. Открытая площадка возле кофейни на

Краткое содержание произведения: БесприданницаВариант 2 | Автор: Островский А.Н.
Автор:Островский А.Н.

Произведение:Волки и овцы

Островский А.Н.

Волки и овцы С утра у дома Меропии Давыдовны Мурзавецкой, «девицы лет шестидесяти, имеющей большую силу в губернии», с

Краткое содержание произведения: Волки и овцы | Автор: Островский А.Н.
Автор:Островский А.Н.

Произведение:ГрозаВариант 1

Островский А.Н.

Гроза Драма в пяти действиях ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Савёл Прокофьевич Дикой, купец, значительное лицо в городе. Борис Гр

Краткое содержание произведения: ГрозаВариант 1 | Автор: Островский А.Н.
Автор:Островский А.Н.

Произведение:ГрозаВариант 2

Островский А.Н.

Гроза ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА - Савел Прокофьевич Дикой — купец, значительное лицо в городе. Борис Григорьевич — его племя

Краткое содержание произведения: ГрозаВариант 2 | Автор: Островский А.Н.
Автор:Островский А.Н.

Произведение:ГрозаВариант 3

Островский А.Н.

Гроза События происходят в первой половине XIX в., в вымышленном приволжском городке Калинове. Первое действие — в обще

Краткое содержание произведения: ГрозаВариант 3 | Автор: Островский А.Н.
Автор:Островский А.Н.

Произведение:Доходное место

Островский А.Н.

Доходное место Действие комедии происходит в Москве, в первые годы царствования Александра II. Старый важный чиновник А

Краткое содержание произведения: Доходное место | Автор: Островский А.Н.
Автор:Островский А.Н.

Произведение:Лес

Островский А.Н.

Лес В усадьбе Раисы Павловны Гурмыжской, «очень богатой помещицы», к воспитаннице Аксюше пристает Буланов, «молодой че

Краткое содержание произведения: Лес | Автор: Островский А.Н.
Автор:Островский А.Н.

Произведение:На всякого мудреца довольно простоты

Островский А.Н.

На всякого мудреца довольно простоты Действие происходит в Москве, в первое десятилетие реформ Александра II. Первый ак

Краткое содержание произведения: На всякого мудреца довольно простоты | Автор: Островский А.Н.
Автор:Островский А.Н.

Произведение:Свои люди - сочтемся

Островский А.Н.

Свои люди - сочтемся Купеческая дочь на выданье, Олимпиада Самсоновна (Липочка) Большова, сидит одна у окна с книжкой и

Краткое содержание произведения: Свои люди - сочтемся | Автор: Островский А.Н.
Автор:Островский А.Н.

Произведение:Снегурочка

Островский А.Н.

Снегурочка Действие происходит в стране берендеев в мифические времена. Приходит конец зиме — леший прячется в дупло. Н

Краткое содержание произведения: Снегурочка | Автор: Островский А.Н.