Борис ГодуновВариант 3

Борис Годунов Борис Годунов Трагедия писалась в Михайловском с декабря 1824 г. по ноябрь 1825 г. Напечатана впервые только в 1831 г. На сцене при жизни Пушкина не могла быть поставлена по цензурным соображениям. Пушкин несколько раз читал ее публично, после возвращения из ссылки в 1826 г., в Москве и позже в Петербурге. В двадцати трех сценах «Бориса Годунова» выразительно и исторически верно показана эволюция настроений народа в изображаемую эпоху: сначала политическое равнодушие, инертность, затем постепенное нарастание недовольства, все усиливающееся и, наконец, разрастающееся в народное восстание, бунт, свергающий с престола молодого царя, после чего народ, возложивший все свои надежды на нового, «законного» царя, снова теряет свою политическую активность и превращается в пассивную толпу, ожидающую решения своей судьбы от царя и бояр. Такой характер, как известно, имели все народные восстания до появления на исторической сцене пролетариата. Пушкин несколько сдвинул, сократил процесс народного движения начала XVII в., завершив события своей трагедии воцарением Димитрия Самозванца. Между тем в действительности события бурно развивались и дальше, и кульминацией, высшим подъемом революционных настроений и действий борющегося против своих угнетателей народа было не свержении династии Годуновых (как у Пушкина), а более позднее движение, предводимое Болотниковым. Однако, несмотря на эту историческую неточность, общая схема событий дана у Пушкина очень верно и в высшей степени проницательно. Что главным героем пушкинской трагедии является, но Борис Годунов с его преступлением и не Григорий Отрепьев с его удивительной судьбой, а народ, видно из всего содержания и построения трагедии. О народе, его мнении, его любви или ненависти, от которых зависит судьба государства, все время говорят действующие лица пьесы: Шуйский и Воротынский (в 1-й сцене — «Кремлевские палаты»), Борис в своем знаменитом монологе (в 7-й сцене), Шуйский и боярин Афанасий Пушкин (в 9-й сцене — «Москва. Дом Шуйского»), Борис, Патриарх и Шуйский в Царской Думе (сцена 15-я), Пленник (в 18-й сцене, «Севск»), Борис и Басманов (в 20-й сцене— «Москва. Царские палаты») и, наконец, Гаврила Пушкин — человек, по замыслу Пушкина, вполне понимающий политическую и общественную ситуацию (21-я сцена, «Ставка»): Но, знаешь ли, чем сильны мы, Басманов? Не войском, нет, не польскою помогой, А мнением, да, мнением народным... Сам народ, угнетенная масса, участвует в трагедии в шести сценах. В первой из них (2-я сцена трагедии — «Красная площадь») мы слышим речи более культурных представителей низших классов, это, может быть, купцы, духовные лица (см. традиционно-церковный стиль их реплик). Они обеспокоены положением страны без царя («О боже мой! Кто будет нами править? О горе нам!»). В следующей сцене («Девичье поле. Новодевичий монастырь») действует народная масса, равнодушная к политике, плачущая и радующаяся по указке бояр («О чем там плачут?» — «А как нам знать? то ведают бояре, не нам чета...» — «Все плачут, заплачем, брат, и мы...» — «Что там еще?» — «Да кто их разберет?..»). За пять лот царствования Бориса Годунова настроение народа меняется. В сцене «Равнина близ Новгорода Северского» воины Бориса (тот же народ) стремительно бегут от войск Самозванца не потому, что они боятся поляков и казаков, а потому, что не хотят сражаться за царя Бориса против «законного» царевича, воплощающего, по их мнению, надежды на освобождение — прежде всего от крепостного права, введенного Борисом. Об этом говорит в сцене «Москва. Дом Шуйского» умный боярин Афанасий Пушкин в разговоре с Шуйским: «...А легче ли народу? Спроси его! Попробуй самозванец им посулить старинный Юрьев день (то есть освобождение от крепостной зависимости. — С. Б.), так и пойдет потеха!» — «Прав ты, Пушкин», — подтверждает хитрый и дальновидный политик Шуйский. В 17-й сцене («Площадь перед собором в Москве»), отношение народа к Борису обнаруживается уже не просто нежеланием сражаться за него («тебе любо, лягушка заморская, квакать на русского царевича, а мы ведь православные!»), а выражено прямо в угрожающих репликах толпы («Вот ужо им будет, безбожникам») и в словах юродивого, громко обличающего царя при несомненном сочувствии народа. В предпоследней сцене трагедии («Лобное место») народ уже хозяин столицы: с ним (а не с боярами) ведет переговоры посланный Самозванцем Гаврила Пушкин, на Лобном месте (на «трибуне»), оказывается подлинный представитель народа, мужик, он дает сигнал мятежу («Народ! Народ! В Кремль, в Царские палаты! Ступай! вязать Борисова щенка!»), после чего перед зрителями развертывается сцена народного бунта. Наконец, в последней сцене, действие которой происходит всего через десять дней после предыдущей, народ — снова пассивный, успокоившийся после того, как свергнул с престола «Борисова щенка» и поставил над собой настоящего, «законного» царя. Снова, как вначале (в сцене «Девичье поле»), когда дело идет о делах государственных, он считает, что «то ведают бояре, не нам чета» (ср. в этой сцене почтительные реплики: «Расступитесь, расступитесь. Бояре идут... — Зачем они пришли? — А, верно, приводить к присяге Феодора Годунова»). И снова тот же народ, несмотря на то, что только что с ужасом узнал о злодейском убийстве юного Федора и его матери, готов по приказу боярина Мосальского послушно славить нового царя, как вначале по приказу бояр и патриарха славил Бориса Годунова: «Что ж вы молчите? — спрашивает Мосальский, — кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! Народ: Да здравствует царь Димитрий Иванович». Так кончалась первоначально пушкинская трагедия. Но позже, в 1830 г., готовя ее к печати, Пушкин внес в это место небольшое, но крайне значительное изменение: после выкрика Мосальского — «народ безмолвствует»... Идейный смысл произведения не изменился, спад волны революционного настроения народа остается тем же, но это угрожающее безмолвие народа, заканчивающее пьесу, предсказывает в будущем новый подъем народного движения, новые и «многие мятежи». «Борис Годунов» написан Пушкиным не как трагедия совести царя-преступника, а как чисто политическая и социальная трагедия. Главное содержание знаменитого монолога Бориса («Достиг я высшей власти...») — не ужас его перед «мальчиками кровавыми», а горькое сознание, что его преследуют незаслуженные неудачи. «Мне счастья нет», — дважды повторяет он. Больше всего винит он в своем несчастии народ, который, по его убеждению, несправедливо ненавидит его, несмотря на все «щедроты», которыми он старался «любовь его снискать». Забывая о главной причине ненависти — крепостном ярме, которое он наложил на народ, — Борис припоминает все свои «благодеяния» и возмущается неблагодарностью народа. Причиной этой неблагодарности он считает лежащую будто бы в основе народного характера склонность к анархии. Народ якобы ненавидит всякую власть: Живая власть для черни ненавистна — Они любить умеют только мертвых... Это глубоко неверное и несправедливое обобщение нужно Борису для того, чтобы свалить на народ («чернь», как говорит Борис) причину враждебных отношений между царем и народом. Еще резче ту же мысль Борис высказывает за несколько минут до смерти в своем последнем разговоре с Басмановым (сцена 20-я — «Москва. Царские палаты»). Лишь строгостью мы можем неусыпной Сдержать народ... Нет, милости не чувствует народ: Твори добро — не скажет он спасибо, Грабь и казни — тебе не будет хуже. Григория Отрепьева, в отличие от Годунова, Пушкин изображает не серьезным государственным деятелем, а политическим авантюристом. Он умен, находчив, талантлив 5) , он человек горячий, увлекающийся, добродушный — и в то же время совершенно беспринципный в политическом отношении. Григорий прекрасно понимает, что не он «делает историю», не его личные качества и усилия являются причиной его беспримерных успехов. Григорий чувствует, что подымается на волне народного движения, и потому его мало тревожат отдельные неуспехи и поражения его войск во время войны с Борисом. Этой теме в трагедии специально посвящена короткая сцена (19-я) «Лес», где Самозванец (в противоположность своим спутникам) обнаруживает полную уверенность в конечном успехе своей борьбы, несмотря на жестокий разгром его войск в сражении. О патриархе Иове, верном помощнике Годунова во всех его делах, Пушкин писал Н. Раевскому в 1829 г.: «Грибоедов критиковал мое изображение Иова, патриарх, действительно, был человеком большого ума, я же по рассеянности сделал из него дурака» (подлинник письма по-французски) Пушкин имеет в виду сцену 15-ю («Царская дума»), где патриарх в длинной, цветистой речи, упиваясь своим красноречием, обнаруживает удивительную глупость и бестактность, чем ставит в крайне неловкое положение всех слушателей. Он перед всей Думой объявляет, что царевич Димитрий после смерти стал святым, и на его могиле творятся чудеса. Для того чтобы разоблачить перед народом самозванца Григория, он предлагает торжественно довести до сведения народа о новом чудотворце и перенести в Кремль в Архангельский собор его «святые мощи». Ему не приходит в голову, что он тем самым предлагает публично объявить о преступлении царя Бориса: ведь по религиозным представлениям православных, взрослый человек делается святым за свои великие заслуги перед богом, а младенец только в том случае, если он был невинно замучен... При напечатании «Бориса Годунова» Пушкин изъял из трагедии две сцены, находившиеся в рукописи: «Ограда монастырская» и «Замок воеводы Мнишка в Самборе. Уборная Марины» (см. «Из ранних редакций», стр. 499—503). В первой из них Пушкину хотелось показать, что на путь рискованной политической интриги юного, пылкого и томящегося в монастыре Григория натолкнул какой-то более опытный в житейском отношении «монах», «злой чернец». Во второй — раскрывались некоторые черты холодной авантюристки, красавицы Марины. Исключение этих сцен (не очень нужных в развитии трагедии) нисколько не повредило художественному и идейному содержанию пьесы, тем более что наличие их нарушало бы единство принятого Пушкиным для его трагедии стихотворного размера — нерифмованного пятистопного ямба). Приводимый в разделе «Из ранних редакций» (стр. 506) отрывок монолога Григория «Где ж он? где старец Леонид?» относится, вероятно, к ранней стадии работы Пушкина над «Борисом Годуновым». Свою трагедию Пушкин посвятил памяти Карамзина, умершего в 1826 г. и не успевшего познакомиться с пушкинской пьесой. Это нисколько не значило, что Пушкин разделял историческую концепцию Карамзина — ультрамонархическую и морально-религиозную. Пушкин, несмотря на кардинальное разногласие свое с Карамзиным по политическим и обще-историческим вопросам, глубоко уважал знаменитого историка за то, что тот не искажал фактов в угоду своей реакционной концепции, не скрывал, не подтасовывал их, — а только по-своему пытался их истолковать. «Несколько отдельных размышлений в пользу самодержавия, красноречиво опровергнутых верным рассказом событий», — так называл Пушкин эти морально-религиозные и монархические рассуждения Карамзина. Он верил в объективность приводимых историком фактов и высоко ценил его научную добросовестность. «“История государства Российского” есть не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека», — писал он.

Все произведения Пушкин А.С.:


Автор:Пушкин А.С.

Произведение:Анджело

Пушкин А.С.

Анджело Часть первая В одном из городов Италии правит старый миролюбивый Дук, который является покровителем наук и худ

Краткое содержание произведения: Анджело | Автор: Пушкин А.С.
Автор:Пушкин А.С.

Произведение:Барышня-крестьянкаВариант 1

Пушкин А.С.

Барышня-крестьянка Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромцев, помещики, не ладят между собой. Берестов вдовец

Краткое содержание произведения: Барышня-крестьянкаВариант 1 | Автор: Пушкин А.С.
Автор:Пушкин А.С.

Произведение:Барышня-крестьянкаВариант 2

Пушкин А.С.

Барышня-крестьянка В одной из отдаленных наших губерний находилось имение Ивана Петровича Берестова. В молодости своей

Краткое содержание произведения: Барышня-крестьянкаВариант 2 | Автор: Пушкин А.С.
Автор:Пушкин А.С.

Произведение:Барышня-крестьянкаВариант 3

Пушкин А.С.

Барышня-крестьянка В одной из отдаленных губерний в имении своем Тугилове живет отставной гвардеец Иван Петрович Берест

Краткое содержание произведения: Барышня-крестьянкаВариант 3 | Автор: Пушкин А.С.
Автор:Пушкин А.С.

Произведение:Бахчисарайский фонтан

Пушкин А.С.

Бахчисарайский фонтан В своем дворце сидит грозный хан Гирей, разгневанный и печальный. Чем опечален Гирей, о чем он д

Краткое содержание произведения: Бахчисарайский фонтан | Автор: Пушкин А.С.
Автор:Пушкин А.С.

Произведение:Борис ГодуновВариант 1

Пушкин А.С.

Борис Годунов Автор посвящает памяти Н. М. Карамзина Кремлевские палаты (1598 года, 20 февраля) Князья Шуйский

Краткое содержание произведения: Борис ГодуновВариант 1 | Автор: Пушкин А.С.
Автор:Пушкин А.С.

Произведение:Борис ГодуновВариант 2

Пушкин А.С.

Борис Годунов Борис Годунов Трагедия (1824 — 1825, опубл. 1831) 20 февраля 1598 г. Уже месяц, как Борис Годунов затвор

Краткое содержание произведения: Борис ГодуновВариант 2 | Автор: Пушкин А.С.
Автор:Пушкин А.С.

Произведение:Вольность

Пушкин А.С.

Вольность В этой оде говорится о рабстве, о том как цари равнодушно относятся к рабам. А.С. Пушкин призывает к отмене к

Краткое содержание произведения: Вольность | Автор: Пушкин А.С.
Автор:Пушкин А.С.

Произведение:Граф Нулин

Пушкин А.С.

Граф Нулин Хозяин поместья, молодой барин, отправляется на псовую охоту. Небрежно простясь с молодой женой, он трогаетс

Краткое содержание произведения: Граф Нулин | Автор: Пушкин А.С.
Автор:Пушкин А.С.

Произведение:Гробовщик

Пушкин А.С.

Гробовщик Гробовщик Адриян Прохоров переезжает с Басманной улицы на Никитскую в давно облюбованный домик, однако не чув

Краткое содержание произведения: Гробовщик | Автор: Пушкин А.С.
Автор:Пушкин А.С.

Произведение:Домик в Коломне

Пушкин А.С.

Домик в Коломне Начинается произведение лирическим отступлением о дос-тоинствах или недостатках той или иной формы стих

Краткое содержание произведения: Домик в Коломне | Автор: Пушкин А.С.
Автор:Пушкин А.С.

Произведение:ДубровскийВариант 1

Пушкин А.С.

Дубровский ТОМ ПЕРВЫЙ ГЛАВА I “Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кир

Краткое содержание произведения: ДубровскийВариант 1 | Автор: Пушкин А.С.
Автор:Пушкин А.С.

Произведение:ДубровскийВариант 2

Пушкин А.С.

Дубровский Дубровский. Роман (1832, опубл. 1841) В своем поместье Покровское живет богатый и знатный барин Кирила Петр

Краткое содержание произведения: ДубровскийВариант 2 | Автор: Пушкин А.С.
Автор:Пушкин А.С.

Произведение:ДубровскийВариант 3

Пушкин А.С.

Дубровский Том первый В одном из своих поместий живет Кирила Петрович Троекуров, богатый знатный барин, надменный само

Краткое содержание произведения: ДубровскийВариант 3 | Автор: Пушкин А.С.
Автор:Пушкин А.С.

Произведение:Евгений ОнегинВариант 1

Пушкин А.С.

Евгений Онегин ГЛАВА I И жить торопится и чувствовать спешит. Кн. Вяземский Евгений Онегин — светский человек — едет

Краткое содержание произведения: Евгений ОнегинВариант 1 | Автор: Пушкин А.С.
Автор:Пушкин А.С.

Произведение:Евгений ОнегинВариант 2

Пушкин А.С.

Евгений Онегин Молодой дворянин Евгений Онегин едет из Петербурга в деревню к своему умирающему богатому дяде, досадуя

Краткое содержание произведения: Евгений ОнегинВариант 2 | Автор: Пушкин А.С.
Автор:Пушкин А.С.

Произведение:Кавказский пленникКавказский пленник

Пушкин А.С.

Кавказский пленник В ауле, где вечером на порогах сидят черкесы и говорят о своих битвах, появляется всадник, тащащий

Краткое содержание произведения: Кавказский пленникКавказский пленник | Автор: Пушкин А.С.
Автор:Пушкин А.С.

Произведение:Каменный гостьВариант 1

Пушкин А.С.

Каменный гость Leporello. O statua gentilissima Delgnar' Commendatore!.. …Ah, Padrone! Don Giovanni СЦЕНА ПЕРВАЯ Д

Краткое содержание произведения: Каменный гостьВариант 1 | Автор: Пушкин А.С.
Автор:Пушкин А.С.

Произведение:Каменный гостьВариант 2

Пушкин А.С.

Каменный гость Каменный гость Трагедия (1830) У ворот Мадрита сидят Дон Гуан и его слуга Лепорелло. Они собира¬ются до

Краткое содержание произведения: Каменный гостьВариант 2 | Автор: Пушкин А.С.
Автор:Пушкин А.С.

Произведение:Капитанская дочкаВариант 1

Пушкин А.С.

Капитанская дочка Береги честь смолоду. Пословица Глава I СЕРЖАНТ ГВАРДИИ — Был бы гвардии он завтра ж капитан.

Краткое содержание произведения: Капитанская дочкаВариант 1 | Автор: Пушкин А.С.
Автор:Пушкин А.С.

Произведение:Капитанская дочкаВариант 2

Пушкин А.С.

Капитанская дочка Капитанская дочка Глава 1 Сержант гвардии. Глава открывается биографией Петра Гринева: отец служил,

Краткое содержание произведения: Капитанская дочкаВариант 2 | Автор: Пушкин А.С.
Автор:Пушкин А.С.

Произведение:Капитанская дочкаВариант 3

Пушкин А.С.

Капитанская дочка В основе романа лежат мемуары пятидесятилетнего дворянина Пет-ра Андреевича Гринева, написанные им во

Краткое содержание произведения: Капитанская дочкаВариант 3 | Автор: Пушкин А.С.
Автор:Пушкин А.С.

Произведение:Кирджали

Пушкин А.С.

Кирджали Гусарский ротмистр Зурин, который в начале романа (первая глава) учит молодого Гринева «привыкать к службе» и,

Краткое содержание произведения: Кирджали | Автор: Пушкин А.С.
Автор:Пушкин А.С.

Произведение:Медный всадник

Пушкин А.С.

Медный всадник «На берегу пустынных волн» Невы стоит Петр и думает о городе, который будет здесь построен и который ста

Краткое содержание произведения: Медный всадник | Автор: Пушкин А.С.
Автор:Пушкин А.С.

Произведение:Метель

Пушкин А.С.

Метель В 1811 г. в поместье своём проживал с женой и дочерью Машей Гаврила Гаврилович Р. Был он гостеприимен, и многие

Краткое содержание произведения: Метель | Автор: Пушкин А.С.
Автор:Пушкин А.С.

Произведение:Моцарт и СальериВариант 1

Пушкин А.С.

Моцарт и Сальери СЦЕНА ПЕРВАЯ Комната. Сальери рассуждает о вечных вопросах: Все говорят: нет правды на земле. Но п

Краткое содержание произведения: Моцарт и СальериВариант 1 | Автор: Пушкин А.С.
Автор:Пушкин А.С.

Произведение:Моцарт и СальериВариант 2

Пушкин А.С.

Моцарт и Сальери А. С. Пушкин Моцарт и Сaльери В своей комнате сидит композитор Сальери. Он сетует на несправедливост

Краткое содержание произведения: Моцарт и СальериВариант 2 | Автор: Пушкин А.С.
Автор:Пушкин А.С.

Произведение:Пиковая дамаВариант 1

Пушкин А.С.

Пиковая дама «Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова». После игры Томский рассказал удивительную историю свое

Краткое содержание произведения: Пиковая дамаВариант 1 | Автор: Пушкин А.С.
Автор:Пушкин А.С.

Произведение:Пиковая дамаВариант 2

Пушкин А.С.

Пиковая дама Перед нами – уникальное, одно из наиболее известных произведений А.С. Пушкина – Пиковая дама. Небольшое по

Краткое содержание произведения: Пиковая дамаВариант 2 | Автор: Пушкин А.С.
Автор:Пушкин А.С.

Произведение:Пиковая дамаВариант 3

Пушкин А.С.

Пиковая дама Однажды, долгой зимней ночью, несколько молодых людей коротали время за картами. Уже перед самым рассветом

Краткое содержание произведения: Пиковая дамаВариант 3 | Автор: Пушкин А.С.
Автор:Пушкин А.С.

Произведение:Пир во время чумыВариант 1

Пушкин А.С.

Пир во время чумы (Из вильсоновой трагедии: The City of the Plague) Улица. Накрытый стол. Несколько пирующих мужчин и ж

Краткое содержание произведения: Пир во время чумыВариант 1 | Автор: Пушкин А.С.
Автор:Пушкин А.С.

Произведение:Пир во время чумыВариант 2

Пушкин А.С.

Пир во время чумы Пир во время чумы (Из Вильсоновой трагедии: The city of the plague) Трагедия (1830) На улице стоит н

Краткое содержание произведения: Пир во время чумыВариант 2 | Автор: Пушкин А.С.
Автор:Пушкин А.С.

Произведение:Повести Белкина

Пушкин А.С.

Повести Белкина Повести покойного Ивана Петровича Белкина (1830) ВЫСТРЕЛ Армейский полк расквартирован в местечке ***

Краткое содержание произведения: Повести Белкина | Автор: Пушкин А.С.
Автор:Пушкин А.С.

Произведение:Полтава

Пушкин А.С.

Полтава Полтава Поэма (1828) «Богат и славен Кочубей, Его луга необозримы», он владеет многими сокровищами, но главное

Краткое содержание произведения: Полтава | Автор: Пушкин А.С.
Автор:Пушкин А.С.

Произведение:Рославлев

Пушкин А.С.

Рославлев В конце мая 1812 г. в Петербурге, на Невском бульваре повстречались два друга — Владимир Рославлев и Александ

Краткое содержание произведения: Рославлев | Автор: Пушкин А.С.
Автор:Пушкин А.С.

Произведение:Руслан и ЛюдмилаВариант 1

Пушкин А.С.

Руслан и Людмила Высокие хоромы великого князя Киевского Светозара полны гостей. Князь празднует свадьбу дочери Людмилы

Краткое содержание произведения: Руслан и ЛюдмилаВариант 1 | Автор: Пушкин А.С.
Автор:Пушкин А.С.

Произведение:Руслан и ЛюдмилаВариант 2

Пушкин А.С.

Руслан и Людмила Князь Владимир-солнце пирует в гриднице с сыновьями и толпой друзей, празднуя свадьбу младшей дочери Л

Краткое содержание произведения: Руслан и ЛюдмилаВариант 2 | Автор: Пушкин А.С.
Автор:Пушкин А.С.

Произведение:Сказка о золотом петушке

Пушкин А.С.

Сказка о золотом петушке Сказка о золотом петушке В тридевятом царстве, в тридесятом государстве, жил-был славный царь

Краткое содержание произведения: Сказка о золотом петушке | Автор: Пушкин А.С.
Автор:Пушкин А.С.

Произведение:Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Пушкин А.С.

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях Зимним вечером в деревенской светлице три сестры сидят за пряжей. Старшая и

Краткое содержание произведения: Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях | Автор: Пушкин А.С.
Автор:Пушкин А.С.

Произведение:Сказка о попе и работнике его Балде

Пушкин А.С.

Сказка о попе и работнике его Балде Жил-был поп, пошел по базару. На встречу ему Балда. Поп сказал, что ему нужен работ

Краткое содержание произведения: Сказка о попе и работнике его Балде | Автор: Пушкин А.С.
Автор:Пушкин А.С.

Произведение:Сказка о рыбаке и рыбке

Пушкин А.С.

Сказка о рыбаке и рыбке Жил старик со своею старухой у самого синего моря, они жили в ветхой землянке ровно тридцать ле

Краткое содержание произведения: Сказка о рыбаке и рыбке | Автор: Пушкин А.С.
Автор:Пушкин А.С.

Произведение:Скупой рыцарьВариант 1

Пушкин А.С.

Скупой рыцарь СЦЕНА ПЕРВАЯ В башне. Альбер и Иван Альбер во что бы то ни стало хочет попасть на рыцарский турни

Краткое содержание произведения: Скупой рыцарьВариант 1 | Автор: Пушкин А.С.
Автор:Пушкин А.С.

Произведение:Скупой рыцарьВариант 2

Пушкин А.С.

Скупой рыцарь Скупой рыцарь (Сцены из Ченстоновой трагикомедии: The covetous knight) Трагедия (1830) Молодой рыцарь Ал

Краткое содержание произведения: Скупой рыцарьВариант 2 | Автор: Пушкин А.С.
Автор:Пушкин А.С.

Произведение:Станционный смотрительВариант 1

Пушкин А.С.

Станционный смотритель Повесть открывается авторским отступлением о судьбе станционных смотрителей – достойных сострада

Краткое содержание произведения: Станционный смотрительВариант 1 | Автор: Пушкин А.С.
Автор:Пушкин А.С.

Произведение:Станционный смотрительВариант 2

Пушкин А.С.

Станционный смотритель В 1816 г. случилось рассказчику проезжать через *** губернию, и в дороге он был застигнут дождем

Краткое содержание произведения: Станционный смотрительВариант 2 | Автор: Пушкин А.С.